Что отличает предпринимателя от наемного сотрудника? Предпринимателем рождаются или становятся? Этими актуальными вопросами задалась компания "Эрнст энд Янг", проводя исследование "Врожденная черта или приобретенная? Расшифровка ДНК предпринимателей", в котором приняли участие 685 предпринимателей по всему миру.
Как признаются в "Эрнст энд Янг", это исследование имело целью разрушить стереотип о том, что все предприниматели создают свои компании, не получив даже школьного образования и не имея никакого опыта работы в качестве наемного сотрудника. Несмотря на то что многие предприниматели, принявшие участие в исследовании, начали работать в юном возрасте, 45% респондентов заявили, что начали собственное дело после тридцати или даже позднее, а около 60% назвали себя предпринимателями, которые, перед тем как начать собственное дело, работали на другие компании.
На вопрос, что послужило источником знаний для развития их карьеры, треть предпринимателей ответили, что таким источником стал опыт работы в качестве наемного сотрудника. Для 30% таким источником стало высшее образование, а для 26% - наставники.
"Лидеры среди предпринимателей определяются не столько благодаря личным качествам, сколько за счет раннего опыта в бизнесе, культурного воспитания и внешних условий, - считает Мария Пинелли, вице-президент Ernst & Young Global, отвечающая за развитие бизнеса на рынках стратегического роста. - Именно приобретенные черты, а не врожденные являются наиболее важными для формирования предпринимательского образа мышления".
Какие же общие черты свойственны предпринимателям? В качестве трех наиболее важных свойств лидера бизнеса более трех четвертей предпринимателей назвали "дальновидность", 73% - "страсть" и 64% - "азарт". Таким свойствам, как "гибкость" (33%), "постоянное обеспечение качества" (18%) и "лояльность" (14%), было отдано гораздо меньше голосов.
Интересно, а какие черты свойственны именно российским предпринимателям? "РБГ" спросила об этом Евгения Терукова, директора программ, бизнес-тренера Стокгольмской школы экономики.
"Я уверен, что российские предприниматели похожи на своих иностранных коллег. Но есть и ряд нюансов, отличающих наших предпринимателей, которые зачастую определяют их стиль и образ в российском обществе, - рассказал Теруков. - Во-первых, все предприниматели видят возможности там, где другие видят только риски. Большинство российских предпринимателей отличает уникальная способность видеть "лакуны" в системе хозяйствования и использовать ее неэффективность для создания своих бизнесов. И очень жаль, что большинство таких "лакун" в России находится в области государственного управления. Во-вторых, зачастую активность и уверенность в собственных силах у предпринимателей принимают за целеустремленность, свойственную регулярному менеджменту. Именно активность и внутренняя уверенность выделяют российских предпринимателей среди других категорий граждан. В условиях неопределенности российского общества своевременное действие зачастую оказывается намного ценнее четкого плана. И, в-третьих, интуицию предпринимателя зачастую путают с дальновидностью, как способностью просчитывать эффект от действий компании в долгосрочной перспективе. Российские предприниматели значительно лучше своих западных коллег совмещают глобальность своих проектов с очень коротким горизонтом планирования. Тем самым обеспечивая возможность движения во всех частях неповоротливой российской экономики".
Конечно, с точки зрения российского обывателя, это формирует не лучший образ предпринимателя, а как "нечистоплотного дельца, нацеленного на быструю наживу и не принимающего в расчет интересы общества". Но, если присмотреться, российский предприниматель отличается от своих западных коллег только тем, что он более эффективно использует ряд качеств, которые присущи предпринимателям во всем мире: способность видеть возможности, страсть и азарт".
А вот, по мнению Сергея Литовченко, исполнительного директора Ассоциации менеджеров, предприниматели в России, как и во всем мире, обладают основными качествами, которые сформулировал еще Вернер Зомбарт: - это качества завоевателя, организатора и торговца. "Но ведение бизнеса в нашей стране подразумевает высокую степень риска, именно поэтому, по моему мнению, основными чертами российского предпринимателя являются обостренная интуиция и внутреннее чутье на людей, а также, как это ни странно, определенная доля фатализма", - говорит он.
Что касается власти, то, как предполагает Сергей Литовченко, никакого особого влияния на психотип предпринимателя она не имеет: "Скорее влияет жизнь как таковая, а власть является только составляющей единого жизненного процесса".