Стоимость электроэнергии для предприятий нефтегазового сектора ХМАО и ЯНАО с начала 2011 года выросла на 15-30%. В этой ситуации нефтяникам становится выгодно строить собственную генерацию и изолироваться от "большой энергетики", что грозит тюменской энергосистеме большими потрясениями. Эту проблему на заседании совета по экономической политике при уральском полпреде обсудили губернаторы уральских регионов, представители "нефтянки" и энергетиков.
Предприятия нефте- и газодобычи потребляют более 80% электроэнергии всей тюменской энгергосистемы. Здесь же наиболее высоки темпы роста цен. "В 2011 году случился исторический факт: стоимость электроэнергии из единой энергосистемы превысила стоимость альтернативной энергии, - говорит Михаил Слободин, исполнительный вице-президент ОАО "ТНК-ВР Менеджмент". - Если ситуация не изменится, то инвестиции в развитие собственной генерации станут значительно более прибыльными, чем проекты по вложениям в наш основной бизнес".
По словам Владимира Богданова, гендиректора ОАО "Сургутнефтегаз", для его предприятия цена на электроэнергию в 2011 году выросла на 50%. Если эта тенденция сохранится еще пару лет, отмечает он, разработка месторождений станет убыточной.
Процесс "энергетической самоизоляции" уже пошел: сразу несколько компаний заявили о проектах запуска собственных генерирующих мощностей. По прогнозам экспертов, к 2020 году половина всей энергии в регионе придется на автономные источники. При этом огромные излишки появятся у "большой генерации". Сегодня электростанции тюменской энергосистемы загружены суммарно на 88%. К 2020 году их загрузка может упасть до 35%, возможно, часть мощностей придется законсервировать. Отказ нефтянки от услуг единой энергосистемы также неизбежно приведет к повышению цен для остальных потребителей, в том числе МСБ, - по разным оценкам, рост составит от 20 до 200-300%.
Оценкой ситуации и поиском путей выхода из нее займется рабочая группа при минэнерго. "Мы обеспокоены тенденцией по вводу собственной генерации компаниями нефтегазового сектора - это очень болезненно для экономики, - заявил министр энергетики России Сергей Шматко. - Допустить массового развития этого явления мы никак не можем. Я предлагаю рабочей группе отслеживать процесс в режиме реального времени".