На ММКФ покажут французский ремейк фильма Эльдара Рязанова

Французский конкурсный фильм "Эскалация" был предварен снятым режиссером Шарлоттой Сильвера клипом о бездуховной молодежи, презервативах и эскалации неуправляемого насилия. Вероятно, для введения в тему. Затем мы посмотрели историю, похожую на сюжет пьесы Людмилы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна" и одноименного фильма Эльдара Рязанова.

Выпускники одной школы наведываются к своей директрисе Элис, чтобы поздравить ее с днем рождения, а на самом деле шантажом вынудить ее подменить экзаменационные работы и спасти их от неудов. Элис, разумеется, откажется, и тогда события примут катастрофический оборот, закончившись нелепым убийством. И учительница с почти мстительной улыбкой застынет над хладным трупом своего ученика.

Я понимаю отборщиков Московского кинофестиваля, которые неутомимо ищут в мировом кино "русский след". И находят его - то в названии нью-йоркского бара, случайно мелькнувшего в кадре, то, как в нашем случае, в редком обращении западного режиссера к пьесе современного русского драматурга. Но такие "следы" не могут быть критерием отбора и обычно ведут к снижению качества. Да и трудно, признаться, вообразить в Канне программу "Французский след" или в Венеции - "След итальянский": быть замеченными - сомнительная радость для закомплексованных.

Понимаю я и желание фестиваля обратиться к одной из самых острых тем - расчеловечивания молодых существ, уже не знающих такой категории, как мораль. Пьеса Разумовской и фильм Рязанова за десятилетие до "Забавных игр" Ханеке зафиксировали эту тенденцию, попутно развенчав идиллические песнопения про "школьные годы чудесные". И вот теперь встревожились французы.

Сама Людмила Разумовская на пресс-конференции фильма страшноватую тенденцию объяснила просто и доходчиво: отходим от Бога. Но не объяснила, почему тенденция так растет и крепнет параллельно с возвращением веры в сверхъестественные силы. Ханеке предлагал объяснение более материалистическое, впрямую связывая одичание молодых с влиянием телевидения и масс-культуры. Рязанов искал ответ в социальной психологии баловней судьбы, сызмальства отученных думать о труде. Режиссер французского фильма Шарлотта Сильвера более увлечена жанром триллера, игрой в жертву и насильников, не задаваясь слишком сложными вопросами. И поэтому в ее фильме нет пищи для обсуждения. Еще хуже, что она совсем не владеет материалом своей картины, и я впервые встречаю в профессиональном кино режиссера, который не может справиться с куцым пространством одной квартиры: то один, то другой персонаж надолго пропадает из поля зрения, непонятно, чем он там занят и почему бездействует. Даже Кармен Маура, актриса замечательная, здесь на редкость растерянна, беспомощна, однообразна и неубедительна - похоже, она не понимает "сквозного действия" и в каждом кадре механически выполняет задание режиссера: ее взгляд пуст.

Вторжение Шарлотты Сильвера как сценариста в ткань пьесы серьезно ее ухудшило: действие теперь изобилует психологическими нестыковками, а ребята проявляют столько признаков кретинизма и так часто бегают в туалет, что сбивается даже наметившийся саспенс - непременное условие любого триллера. И чем больше на экране суеты и нелепиц, тем скучнее становится это кино.

Единственное, что оправдывает впустую потраченные полтора часа, - это лишнее доказательство неисчислимых преимуществ наших режиссеров и актеров. Великая Марина Неелова на том же материале легко обставила великую Кармен Мауру, наш актерский молодняк 80-х оказался на порядок талантливее и умнее представшего в картине французского молодняка нулевых. А сравнивать Эльдара Рязанова в данном случае просто не с кем - за отсутствием в фильме "Эскалация" человека с такой профессией.