Новости

28.06.2011 00:00

Поражение или победа?

Неудача на конкурсе Чайковского открыла Эдуарду Кунцу будущее

Несмотря на то что публика Большого зала консерватории уже несколько дней не может успокоиться после выпадения из финальной части второго тура Конкурса Чайковского пианиста Эдуарда Кунца, покорившего всех изысканной, интеллектуальной и пронзительной по душевной глубине игрой, сам музыкант к решению жюри относится не столь драматично.

Накануне своего отлета из России Эдуард Кунц ответил на вопросы обозревателя "РГ".

Российская газета: Вы разочарованы?

Эдуард Кунц: Я счастлив!

РГ: Чем же? Что прекратился конкурсный гон?

Кунц: Я никогда не играл в России, а тут я приехал и сыграл два сольных концерта в Большом зале консерватории при полном зале. Для любого музыканта это счастье. А для меня как русского человека вернуться сюда и выступить с успехом - не только творческое, но и личное счастье.

РГ: Вы чувствовали, как восторженно принимал вас зал?

Кунц: Безусловно. Такой контакт с публикой, который я почувствовал здесь, вообще редко случается. У меня были успешные концерты, но чтобы вот так, с первого раза почувствовать такую связь! Я благодарен Конкурсу Чайковского за то, что они сумели подать этот конкурс миллионам людей в мире через великолепную трансляцию и организацию. Качество записи идеальное: такого ни на одном конкурсе в мире не было никогда.

РГ: В вашем творческом списке на сегодняшний день уже числится 13 побед на международных конкурсах. Однако вы снова поехали за победой в Москву. Это что - упорство вашего характера? Или способ вашего существования?

Кунц: Да, сегодня конкурсы для молодых музыкантов - не только шанс себя показать, но и возможность просто выжить. Действительно, существует опасность войти в какой-то момент в состояние: еще, еще, еще! Но победы меня совершенно не стимулируют к "еще"! А вот неудачи, которых было гораздо больше, чем премий, как раз стимулируют.

РГ: Но, может, сейчас вы уже остановитесь? Ваше выступление на Конкурсе Чайковского вряд ли пройдет незамеченным для музыкального мира.

Кунц: Конкурс Чайковского уже сделал для меня много: на следующий день после объявления результатов второго тура я получил предложение стать "артистом Ямаха" во всем мире. И еще стал солистом Московской филармонии. Теперь Московская филармония будет представлять меня в России как эксклюзивного музыканта, и я буду возвращаться и играть здесь. Об этом можно было мечтать.

РГ: В России вы еще не выступали, но на Западе играли с очень известными дирижерами и оркестрами, в том числе с Берлинскими филармониками. Как так случилось, что ваша карьера складывается в отрыве от русской музыкальной среды?

Кунц:  Да, я ни разу даже не играл с русскими дирижерами. Я приехал в Англию почти восемь лет назад по окончании Московской консерватории, жил в Манчестере, я сейчас делю свое время между Нью-Маркетом, это рядом с Кембриджем, и Бухарестом, где живет моя девушка. Что помогло мне начать карьеру в Англии с нуля? Там очень развит институт поддержки молодых музыкантов: много всяких прослушиваний, маленьких стипендий. И пока ты студент, ты можешь заниматься такой деятельностью почти еженедельно, постоянно играя публично. Когда я учился в Московской консерватории, мне ни разу не удалось выступить на публике, хотя нас готовили быть концертными музыкантами.

РГ: Как вы формировали свой исполнительский стиль и это особое качество - не просто играть со звуком, но создавать многомерное звуковое пространство?

Кунц: Вообще, такие вещи даются от природы, как и талант. Слава богу, так сложилось, что природу мою не забили, а это часто случается. У меня были замечательные педагоги в России - Галина Георгиевна Горбунова в Омске, Михаил Сергеевич Хохлов в Гнесинской десятилетке и Андрей Борисович Диев в Московской консерватории.

РГ: Что сегодня воздействует на ваш подход к музыке, к интерпретациям, которые все-таки меняются?

Кунц: Жизнь. Все, что происходит со мной: мои переживания, моя работа над собой. Люди будут тебя слушать, а не пойдут пить пиво, если тебе есть что им рассказать. Откуда появляется то, о чем я говорю? Из моей жизни. А жизни - хоть Бетховена, хоть ваша, хоть моя - они могут во многом отличаться, но в самых коренных вещах они одинаковы. Есть мама, есть любовь, есть потери. Вот об этом и написана самая талантливая музыка.

Тем временем

В финале конкурса имени Чайковского Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, который сопровождает выступления конкурсантов, будет дирижировать не его руководитель Марк Горенштейн, а Михаил Агрест и Павел Смелков. По сообщению ИТАР-ТАСС, на репетиции виолончелистов во время выступления Нарека Ахназаряна произошел неприятный инцидент: Марк Горенштейн сказал, обращаясь к оркестру: "Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот аул, вы должны играть со мной". В оргкомитете конкурса Чайковского сочли высказывание "оскорбительным". "Я очень сожалею о случившемся и приношу свои искренние извинения всем, кого могли задеть мои слова", - сказал Горенштейн. Нарек Ахназарян, в свою очередь, принял извинения дирижера.