- Александр Евгеньевич, пользуемся случаем поздравить российскую службу статистики с двухсотлетним юбилеем! За эти два века когда-нибудь проводилось обследование промышленности и бизнеса, подобное тому, что закончено 31 мая?
- Спасибо! Действительно, 25 июня 1811 года было создано статистическое отделение в министерстве полиции. В царской России подобные большие исследования проводились в 1900 и 1908 годах. До этого были фрагменты. Изучался какой-то сектор экономики, промышленности. При советской власти проводили сплошные цензовые обследования, когда бизнес, который имел оборот или численность ниже заданной величины, не обследовался. Рассчитывался, выборочно изучался. В послевоенный период все отчитывались. Предприятий было гораздо меньше, отчитывались сплошняком. С такими массивами, как сейчас, с миллионами респондентов государственная статистика дела не имела. Первым большим обследованием в нашей стране в современной России было сплошное обследование малых предприятий 2000 года. Это был первый опыт. Предпринимателей без образования юридического лица изучали на выборочной основе.
- Известны ли уже промежуточные итог и перепись малого и среднего бизнеса?
- Цифры разные. А из неожиданного для нас - довольно высокий процент ответов. Приятно, что большинство бизнесменов ответили на вопросы анкеты. Хотя, конечно, все это было не без усилий. Всего в стране зарегистрировано 2540 тысяч малых предприятий, мы получили ответы по состоянию на конец мая от 1360 тысяч. Это анкеты, которые мы получили с данными. Остальные анкеты пришли или без ответов на наши вопросы, или предприниматели не были нами найдены, или это те предприятия, которые прекратили свою деятельность. Сейчас идет выяснение, что же случилось с оставшимися предприятиями.
Если говорить об индивидуальных предпринимателях, а их зарегистрировано три миллиона семьсот десять тысяч, нам ответили два миллиона шестьсот сорок тысяч. С оставшимися тоже ведется работа. В общем-то, неплохой охват. Желательно, чтобы он был более полный. Хотя я прекрасно понимаю, что малый бизнес довольно динамичен, он быстро организуется, быстро приостанавливает деятельность, перепрофилируется, возобновляется и быстро ликвидируется.
Картина по статистическим наблюдениям по стране разная. В отдельных областях, к примеру, Белгородской, Брянской, Курской, Липецкой, почти от ста процентов респондентов получен результат, или поступили анкеты, или четко установлен факт прекращения деятельности или отсутствия бизнеса по месту регистрации. А вот в Москве уже восемьдесят процентов. По индивидуалам ситуация такая же.
Похожая картина и в Северо-Западе, хуже обстоят дела в Санкт-Петербурге. В других субъектах Северо-Запада ситуация лучше. В больших городах трудно найти малое предприятие, да и конкуренция выше. В небольшом городе если предприниматель открыл свое дело, то это известно многим.
- Как заполнили анкеты?
- Мы говорим, что анкеты с данными. Но если эти данные собирал не интервьюер, а они получены по почте, то, конечно, вместо нескольких десятков ответов, возможно, заполнены данные лишь по двум-трем строкам. Так что здесь нам тоже предстоит поработать, используя программы автоматической корректировки. Будем проверять информацию на логику, поскольку наши показатели должны быть увязаны между собой. Для этого есть достаточно надежные методы, в том числе процедуры импутации и редактирования, которые используют во многих странах мира.
Хотя мы и сказали, что 31 мая официально завершили работу интервьюеры, но сегодня, если кто-то приходит с заполненной анкетой, мы ее принимаем и обрабатываем. В некоторых субъектах ситуация была сложной, к примеру, в Кабардино-Балкарии. В четырех районах там был введен режим контртеррористической операции и возможности по сбору данных были ограничены. Мои коллеги попросили продлить опрос на десять дней. Пока обрабатываем весь остальной массив информации, даем им возможность поработать и поднабрать данных. Плюс ко всему некоторые наши районные отделы не привезли собранные анкеты в наши центральные офисы субъектов. Процент опрошенных будет повыше. Задача стоит одна - сто процентов предприятий зарегистрировано, мы должны собрать от каждого сведения. Причем непротиворечивые. Если кто-то занят производством колбасы, значит, в анкете должна быть информация о том, что он тратит деньги на покупку мяса. Если он нанимает работников, то должна быть показана заработная плата. Должна быть полная картина.
- Какая?
- По видам экономической деятельности, по типам предприятий, по регионам. Но итоги будут ближе к концу года. Сейчас идет обработка, сканируются бланки. Наш вычислительный центр централизованно все обрабатывает. Мы используем технологии, наработанные при переписи населения. Считаем их наиболее эффективными. Затем ждем результаты как по России в целом, так и по отдельным субъектам. Тогда и сможем нарисовать портреты среднестатистического российского малого предприятия, среднего предпринимателя без образования юридического лица. А к середине будущего года подведем окончательные итоги. Картина будет интересная, как говорится, написанная маслом. В этом году будут только наброски карандашом.
- О чем можно будет говорить в будущем году?
- О том, каков наш российский бизнес. В сфере каких видов деятельности лежат его интересы, каковы обороты, сколько наемной рабочей силы в распределении по территории страны, что есть у бизнеса с точки зрения основного капитала.
- А среди тех, кто ушел от ответа, могут быть теневики?
- Мы не преследовали задачу найти теневиков. Нас, собственно, интересует малый бизнес, который зарегистрирован. Легальный, белый, который легально в соответствии с законом зарегистрирован в качестве юрлица или физлица. Для того чтобы оценить объемы производства в тени, есть другие методы. Это могут быть опросы предпринимателей о клиентах, поставщиках, конкурентах, опросы населения. Сравниваются характеристики одного и того же явления, но с разных сторон. Можно, конечно, рассматривать наши правки на сокрытие как латентную экономику, но я бы так не делал. Может, респонденты просто не поняли наших вопросов, а может, не захотели на них отвечать. Тем самым формально выразили отношение к нам. Ответил на один вопрос анкеты, и мы его не можем оштрафовать.
- У вас первый опыт обследования предпринимателей без образования юрлица?
- По сути дела да. Как сбора, так и обработки информации. Думаю, что первый блин не комом. Мы же смогли много охватить ПБЮЛ. Было очень много пессимистических оценок. Кто-то называет 20, 30 процентов охвата. Получилось под девяносто. Безусловно, сыграло роль, что мы подключили органы власти, СМИ. Пресловутый административный ресурс, когда мы просили помощи у губернаторов. Они, в свою очередь, жестко разговаривали с главами муниципальных образований. Все это помогло. Мы идем по этому пути в первый раз, и респондент не очень простой, не приучен сообщать сведения о своей хозяйственной деятельности. Никогда в эти игры не играл, не участвовал.
Но вот малый бизнес, который работает легально, продемонстрировал своим участием в переписи, что хочет работать с государством. По нашим оценкам, это половина, критическая масса. И это очень здорово. И если бизнес работает "в белую" и лоялен к государству, то это отличный союзник. Он же сам среди бизнеса может будировать интересы, говорить своим коллегам: а почему вы не участвуете? Мы же хотим, знаю нашу среду, знать рынки, иметь возможность объективно оценить государственную политику в отношении малого бизнеса.
Тем более что было озвучено решение - ставки ЕСН снизят в будущем году. Это тоже нам помогло. Мы почувствовали позитивную волну.
- Бизнесу придется привыкать к таким опросам?
- Да. По закону перепись малого бизнеса будет проводиться раз в пять лет. Никто никуда не денется, ни мы, ни они. Первый раз, конечно, сложно. Сумрак, туман. Ничего не видно. Вторая перепись, наверное, будет и сложнее, и легче. К нашим вопросам попривыкнут. Но бизнесу будет самому интересно посмотреть на первые итоги. На самих себя в целом. И можно будет сравнить малый бизнес с крупным, сделать правильные выводы. Может заявить нам, что информация не самая интересная, а нужна другая! Это уже заказ нам на статистику. Чтобы в следующий раз мы проводили перепись уже с учетом его интересов. Должен быть диалог. И бизнес должен быть самым главным потребителем статистики. Именно он создает национальное богатство страны, рабочие места, приносит деньги на финансирование социальных программ.