Вчера Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству большинством голосов поддержал законопроект, касающийся разграничения полномочий Конституции РФ и Европейского суда по правам человека. И на 1 июля назначил дату голосования по нему в Госдуме в первом чтении.
Повестка вчерашнего заседания комитета была насыщенной, но законопроект, который уже успели окрестить "торшинским" рассмотрели первым. Его представил глава комитета Владимир Плигин. Дополнительных комментариев не потребовалось. Против высказались только коммунисты и то без объяснения причин. Просто против - и все.
Но прения и дебаты по законопроекту не закончены. Наоборот, основные баталии впереди. Шпаги по "законопроекту Торшина" скрестят и не раз. Законопроект уже вызвал бурю протестов в различных кругах, в основном либеральных. В стане защитников законопроекта до вчерашнего дня был только его автор, и.о. председателя Совфеда РФ Александр Торшин. Теперь вот прибавился еще и профильный думский комитет.
Официально законопроект называется невинно "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но в своей сути он касается нашего отношения к некоторым решениям Европейского суда по правам человека. Торшин в своем законопроекте как раз и посчитал необходимым расставить точки над i в своем законопроекте в сторону Конституции РФ.
Критики "законопроекта Торшина" в качестве одного из основных аргументов заявили, что вступив в Совет Европы и ратифицировав Конвенцию по правам человека, Россия сознательно ограничила национальный суверенитет в этом вопросе, так же как, впрочем, и другие европейцы. Соратники Торшина с этим соглашаются, однако парируют, мол, верно Россия ограничила свой суверенитет, но не отменила. Должны быть пределы. Их то и надо почетче прописать.
Но скептики продолжают - в случае принятия скандального законопроекта, нас могут пытаться исключить из Совета Европы, а русофобы получат дополнительные козыри.
Вчера не удалось дозвониться до самого Торшина, поскольку он находился в командировке Перми, но люди в его окружении, причастные к разработке законопроекта, рассказали, что Торшин не против деятельности Европейского суда и его проект не предусматривает отказ от исполнения решений Европейского суда. Все денежные выплаты, которые суд назначит, Россия обязана будет выплачивать и в дальнейшем. Ни одно из своих обязательств, взятых на себя Россией в рамках Конвенции, не должно быть отменено. Суть законопроекта в другом - обозначить пределы компетенции Европейского суда на вмешательство в наше национальное законодательство. По мнению разработчиков законопроекта, Европейский суд иногда стал выходить за рамки Конвенции, и это тревожит. Одно дело - решения по конкретным судебным решениям, а другое дело - решения по тому, какие законы России надо менять, какие положения нашей Конституции считать недействительными. Вопрос не праздный - должен ли Европейский суд устанавливать рамки границ исполняемости нашей Конституции, а речь в законопроекте идет именно о ней. В статье 17 Конституции РФ, на которую ссылаются критики "законопроекта Торшина", сказано, что в России признаются права человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Однако в статье 15 записано, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Вот такая - антиномия, и ее, по мнению Торшина, надо прояснить.
Кстати, чуть раньше, еще до Торшина, проблему обозначил не кто иной как председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, но тогда его высказывания, не облеченные в законодательную оболочку, не вызвали такого ажиотажа.