Министр культуры призывает Юрия Любимова и труппу к прощению

Ситуация в театре на Таганке со всей отчетливостью демонстрирует коллапс в системе театрального дела в России.

Напомним, что 26 июня Юрий Любимов заявил о своем уходе из театра: после того, как на гастролях в Чехии труппа потребовала выплатить полагающийся актерам гонорар. Вчера министр культуры РФ Александр Авдеев дал комментарий для прессы, сказав, что надеется на урегулирование конфликта. По его словам, будет жаль, если известный режиссер, легенда русской сцены Юрий Любимов уйдет из созданного им театра. "Я хотел бы, чтобы конфликт закончился. Актеры тоже прекрасные. В этом странность ситуации", - добавил министр.

"Странность ситуации", о которой говорит министр, заключается прежде всего в том, что в нашей стране не существует никакой юридически и этически корректной формы "расставания" с лидером, чье имя подчас олицетворяет и сам театр. У нас до сих пор принято до последнего "не сдавать" свой театр "варягам", новой смене, более молодому поколению режиссеров. Созданный или ведомый мощной режиссерской индивидуальностью коллектив навек становится заложником "Карабаса-Барабаса". Ни о какой легальной, мирной, продуманной и закрепленной в системе правил "передаче власти" здесь не может быть и речи.

Мастер, чьи выдающиеся свершения вписаны золотыми буквами в скрижали мирового театра, Юрий Любимов не смог преодолеть ловушки советского репертуарного театра - остаться в нем навсегда. Разумеется, когда театр авторский, то есть созданный уникальным художником по своим собственным правилам, любая перемена особенно болезненна. В каком-то случае и вовсе невозможна. Но сколько европейских "авторских" театров возникло и угасло за последнее столетие? Да и в нашем относительно недавнем опыте. Великий Питер Брук уже давно не руководит никаким театром, хоть и существенно моложе Любимова. Петер Штайн, ругаясь и презирая современный европейский театр, давно просто ставит спектакли по всей Европе. Существуют правила, по которым раз в несколько лет пересматривается контракт с художественным руководителем. Порой он прекращается в связи с истечением срока или по другим - художественным или организационным - причинам, и тогда объявляется конкурс, а новый руководитель предлагает свою программу. Несменяемость - это наше "ноу-хау". Российский эксклюзив.

Гастроли в Чехии со спектаклем "Добрый человек из Сезуана", во время открытой репетиции которого произошел скандал, лишь прорвали плотину, которая давно подтачивалась изнутри. Контракт театра с фестивалем или другой принимающей стороной - коммерческая тайна дирекции, и актеры о ней, как правило, не знают. Часто они не получают за эти турне никаких выплат, кроме обычных зарплат, премий и суточных. Но в случае с труппой Таганки, которая последние годы жила в ситуации сильнейшего финансового голода, видимо, переполнилась чаша терпения. Юрий Петрович Любимов всегда отличался крутым нравом и не баловал ни "звезд", ни "статистов". Но если прежде он был художественным руководителем, а пост директора занимал Николай Дупак, то ныне он управляет театром единовластно и семейно, должность заместителя директора исправляет его жена и помощник Каталин Любимова. Она, кстати, считает, что "всему виной лень и неподготовленность коллектива", испорченного халтурой, съемками в сериалах ради денег, разумеется. Ей стоит вспомнить о словах Брехта, прозвучавших когда-то со сцены той же легендарной Таганки: "Сначала - хлеб, а нравственность - потом".

Юрий Петрович сказал, что прекрасно сознает необходимость смены, только не знает, кто бы это мог быть. Может быть, об этом подумают московские власти, проведя предварительно дискуссии и обмен мнениями с экспертным сообществом?