Международный военно-морской салон (МВМС-2011) проходит в пятый раз. В этом году, по словам организаторов, он стал рекордным, обойдя по ряду показателей даже французский Euronaval.
Кроме большого количества участников, в том числе зарубежных, на нем множество настоящих открытий в области военно-морской техники и технологий.
Салон открывается как бы дважды. Вечером 29 июня камерная церемония открытия для VIP-гостей. Утром 30 июня - торжественное открытие, сопровождаемое красочным шоу. На салоне в Санкт-Петербурге представлено сорок кораблей и катеров, в том числе три иностранных фрегата - американский, голландский и немецкий. На нем работают более девяноста делегаций из шестидесяти девяти стран. Свою продукцию показывают 410 предприятий, из них - 67 зарубежных.
Одна из главных сенсаций МВМС-2011 стоит недалеко от пирса и, кажется, ничего особенного не представляет. Два стандартных морских контейнера - один большой, другой поменьше. Но какова начинка этих контейнеров! Это пусковые установки ракет Club. В них могут размещаться лучшие в мире по своим характеристикам ракеты типа 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ, а также Х-35Э. Дальность их полета - более 200 километров, поражать они могут и морские, и наземные цели. Впервые этот не совсем обычный ракетный комплекс был показан на салоне военной техники в Малайзии два года назад, правда, в виде красивого планшета. "Российская газета" первой обратила внимание на новинку. Широкого резонанса это не вызвало - мало ли какие чудеса рисуют на бумаге наши продвинутые конструкторы. Действительно, некоторые планшеты и макеты "прорывных" систем показываются на отечественных и зарубежных выставках уже более пятнадцати лет. Но в реальности их никто не видел. И надо отдать должное коллективу московского концерна "Моринформсистема-Агат", который всего за два года красивый рисунок воплотил в металл, в реальную боевую систему. Премьера готового к испытанию контейнерного "Клаба" состоялась вчера. Стоит напомнить - изюминка новых комплексов в том, что ракеты размещаются не в боевых модулях, имеющих характерные очертания, а в типовых транспортных контейнерах. Их можно установить не только на специальных кораблях, но и на большегрузных автомобилях-фурах, на железнодорожных платформах, просто на земле, хорошо замаскировав. Идея переоборудования гражданских судов под военные не нова. А вот сделать из контейнеровозов ракетоносцы не смог еще никто в мире. На первый взгляд задача простая, фактически же ее смогли решить лишь в нашей стране.
Когда на Западе осознали, какое чудо-оружие сотворили русские, там схватились за голову. Ведь теперь любой контейнеровоз, проходя за сотни километров от авианосной группы, способен массированным ракетным ударом уничтожить и сам плавучий аэродром, и все корабли его охранения. Британское информагентство Рейтер несколько месяцев назад растиражировало страшилку о том, что теперь такие контейнеры обязательно попадут в руки каких-нибудь морских пиратов. Однако, как сказал "РГ" директор по внешнеэкономической деятельности концерна Ростислав Атьков, это исключено. Российское законодательство, регулирующее военно-техническую политику, по его словам, - одно из самых строгих в мире. Поэтому ракетные пусковые установки, замаскированные под морские контейнеры, никогда не попадут в руки террористов или в армии проблемных стран.