На базе Северо-Восточного федерального университета имени Максима Аммосова можно создать тысячи малых инновационных предприятий. Но пока их только семь. О первых шагах, проблемах и перспективах нового вуза корреспонденту "Российской газеты" рассказала ректор Евгения Михайлова.
Российская газета: Евгения Исаевна, менее года назад бывший Якутский государственный университет обрел федеральный статус. Что оказалось самым трудным на первых порах?
Евгения Михайлова: Изменить человеческие отношения и "зажечь" коллектив. Например, когда мы разрабатывали концепцию развития СВФУ, на основе оценки потенциальных возможностей университета пришли к выводу, что здесь вполне реально создать около двух тысяч малых инновационных предприятий.Но пока их организовано только семь, а до конца года удастся зарегистрировать 35.
Заинтересовать подобной работой профессоров и преподавателей, привыкших ограничиваться чтением лекций, оказалось очень сложно. За короткое время я встретилась со всеми коллективами университета и всюду спрашивала: кто желает заниматься со студентами исследовательской работой, налаживать малые инновационные предприятия, открывать творческие лаборатории? Из 1450 человек готовыми к этому оказались около десяти процентов. Вот на эти проценты я пока продвинулась в своем порыве. Как ни странно, первыми откликнулись люди в возрасте от 50 лет и старше. А вот молодые преподаватели пока держатся в тени.
РГ: Молодежь не привыкла работать на общественных началах?
Михайлова: На это выделяется финансирование, и я была уверена, что отбоя не будет от желающих. Кроме того, на поощрение преподавателей за дополнительную работу со студентами мы предусмотрели 62 миллиона рублей. Решили, что минимальная сумма выплат в месяц составит 15 тысяч. Процентов 60 преподавателей получили по 50-60 тысяч, показав удовлетворительный уровень. Остальные ограничились минимумом. И лишь один профессор по-настоящему заработал 120 тысяч рублей из этих средств. У него и аспиранты своевременно защитились, и студенты, участвуя на различных олимпиадах, стали победителями, и кружки у него работают, и сам системно работает со школами и др.
Перестраиваться нам необходимо по всем фронтам. К примеру, выяснилось, что половина студентов, поступивших на первый курс пять лет назад, не дотянула до получения диплома. Они попросту не смогли учиться. А чего еще можно было ожидать, если сюда принимали людей с 21 баллом по математике? Решением ученого совета планку в прошлом году подняли до самого высокого уровня на Дальнем Востоке - по математике она составила 40 баллов, по физике и химии - 36 и 38. Опытные люди предупреждали меня, что с такими претензиями мы останемся без студентов. Я отвечала: лучше недобрать, чем после первой же сессии отчислять треть первокурсников.
РГ: Был недобор?
Михайлова: Благодаря поддержке Министерства образования РФ и правительства республики план набора мы увеличили на шесть процентов. И справились с ним. К нам поступили не только выпускники школ Якутии, но и абитуриенты из Амурской, Магаданской, Иркутской областей, Красноярского края, даже Ингушетии. Быстро освоились, к климату адаптировались, учиться хотят. Ныне мы пошли дальше: поднимаем проходной балл по математике до уровня не ниже 70. А студентам, которые поступили с 80 баллами и учатся отлично, будем платить стипендию по 10 тысяч рублей.
РГ: У вас есть уверенность в том, что школы дадут необходимое количество абитуриентов со столь высокими баллами?
Михайлова: На первых порах, может, и не дадут. Но мы и сами не сидим сложа руки. Организовали ассоциацию "Северо-Восточный университетский образовательный округ", в который вошли уже 56 школ Якутии, Магаданской области и Чукотки. Занимаемся повышением квалификации школьных учителей, в том числе математиков. Надеюсь, эта работа очень скоро откликнется более высоким уровнем знаний у абитуриентов.
Но задачи у университетского округа не только в этом. Мы работаем с главами районных администраций на принципах взаимного интереса. К примеру, нынешним летом 500 наших студентов, организованных в педагогический отряд, поедут по селам и поселкам бесплатно обучать население компьютерной грамотности.А с руководством Намского района у нас вообще заключено соглашение по пяти направлениям. В частности, мы поставили в районную больницу хорошее зубоврачебное оборудование, и сейчас студенты медицинского института под руководством преподавателей и опытных врачей работают с населением. Дальше будем говорить о зубопротезировании. На Севере это актуальные вопросы.
Инженерно-технический факультет в этом же районе получил площадку для строительства дома-усадьбы по своим технологиям. Здесь студенты получат возможность на практике применить знания, поучатся привлекать средства на строительство. Результатом станет возведенный их руками дом, который достанется кому-то из жителей села Аппаны. Первый и, надеюсь, не последний.
РГ: Как сами студенты относятся к новациям?
Михайлова: В прежние годы в университете действовал один орган студенческого самоуправления - профсоюз. Но этого мало, хотя ребята очень активные, задиристые, объективные. В конце 2010-го мы создали студенческий интеллектуальный совет при ученом совете СВФУ и совет по творческому развитию студентов при ректоре. Образован добровольческий союз, объединивший молодых людей, бескорыстно участвующих в социальных программах. Жизнь в этих общественных объединениях кипит. Выяснилось, что наработана масса проектов, в которых есть главное - мысль. Может быть, в них что-то не совсем верно рассчитано, но при доводке их вполне можно реализовать.
Телега у нас пока катится впереди лошади. Активность студентов, их желание заниматься творчеством, инновациями оказались выше, чем у преподавателей, которые должны не только шлифовать студенческие идеи, но и инициировать их. Впрочем, надо делать скидку на то, что мы находимся в начале пути. У меня есть еще несколько идей, стимулирующих инициативу студентов и преподавателей.
РГ: Не возникают ли конфликты интересов между ставшим федеральным вузом и региональной властью?
Михайлова: Их нет и не должно быть, ведь стоящие перед университетом задачи по подготовке кадров и тематике научных исследований тесно увязаны со стратегией развития региона. В прошлом году мы получили от республики госзаказ на подготовку 150 специалистов различного профиля, плюс к этому региональные министерства и ведомства запросили 1500 целевых мест. Идет и встречное движение: глава Якутии Егор Борисов дал протокольные поручения членам правительства, а премьер-министр республики Галина Данчикова подписала план действий по реализации программы развития университета - в нем задействованы практически все министерства. Есть еще одно обстоятельство, исключающее возможность конфликтов интересов. Хотя в состав СВФУ вошли семь базирующихся в Якутске вузов и институтов, мы работаем не только на Якутию, но на весь северо-восток страны. Недавно по согласованию с руководством Чукотки открыли филиал в Анадыре. В этом году проведем там первый прием 50 студентов на технические специальности.
РГ: Как и любое новое предприятие, СВФУ запрограммирован на определенную проектную мощность. В чем она заключается?
Михайлова: К 2020 году у нас будут обучаться 30 тысяч студентов. Для этого надо много строить, что пока получается плохо. Должны были начать строительство общежития для иностранных преподавателей и студентов. Республика три года добивалась, чтобы объект включили в федеральную программу. А когда все получилось, грянул кризис. Теперь согласие министра образования РФ Андрея Фурсенко получено, но финансирования пока нет. На свои средства ведем активную реконструкцию существующих объектов, отремонтировали 15 тысяч квадратных метров помещений, однако надо расширяться.
РГ: А как обстоят дела с финансированием тех проектов, включенных в программные документы?
Михайлова: В целом программа развития университета финансируется полновесно. Правительство страны держит слово - запланированный на 2011 год миллиард уже на нашем счету. Деньги пойдут на приобретение оборудования, повышение квалификации преподавателей, создание творческих коллективов и другие нужды.