У вокалистов на конкурсе Чайковского начался третий тур

К финальному туру по специальности "Сольное пение" на конкурсе Чайковского были допущены 4 мужских и 4 женских голоса. Еще четверо участников получили спецпризы жюри: Ольга Пудова, Оксана Давыденко, Геворг Григорян и Дмитрий Демидчик. Лучшими концертмейстерами признаны Станислав Соловьев и Анна Корзун.

Ошеломительной новостью стало известие о том, что одна из самых лучших конкурсанток, лирико-колоратурное сопрано Ольга Пудова, молодая солистка Мариинского театра, не прошла в третий тур. Когда Илеана Котрубаш, знаменитая румынская оперная певица, закончила объявлять результаты в Петербургской академической капелле, в зале воцарилась тишина. Ольга Пудова так безупречно подготовила конкурсную программу, что, казалось, и комар носу не подточит. За два тура у нее не было ни одного срыва или текстовой неточности. Причем она выбрала сложнейшую программу, которую не каждый мастер себе позволит. Сомнений, что она пройдет в финал, не возникало ни у кого среди публики. Вероятно, они возникли у членов жюри, вошедших в данном случае в противоречие со своими красивыми словами о том, что у певца должны чувствоваться личность, артистизм, ровность исполнения. Всего этого у Пудовой было в достатке. Безусловно, существует явление "человеческого фактора" и вкуса. Но в данном случае все было настолько бесспорно, что если даже не первая премия, то не ниже третьей певице, казалось бы, было гарантировано. Теперь остается гадать о причинах такого "блэкаута": остающаяся для большинства загадочной оценочная система, предполагающая размах от 1 до 25 баллов, которые подсчитывает компьютерная программа, выдает такие результаты или действуют другие факторы -  не из компьютерной области?

Среди четырех финалисток только одна не вызывает вопросов - кореянка Сун Янг Сео с ее крепким сопрано, хотя во втором туре она показала себя не самым лучшим образом, спев "на пятерку" лишь балладу Недды из "Паяцев" Леонкавалло. Елена Гусева с ее не очень интересным, среднестатистическим тембром прошла в финал за стабильность. Но как там оказались откровенно слабо подготовленная сопрано Ангелина Никитченко, ни разу не показавшая свою заинтересованность в победе, и кореянка Джунг Нан Юн, крайне неровно спевшая программу второго тура, осталось непонятным. Среди мужских голосов финалисты вопросов не вызвали. И оба монгола-баритона, и лирический тенор Алексей Татаринцев, оказавшийся "одним в поле воином", и интеллигентный корейский бас Чжонмин Парк сделали все возможное, чтобы дойти до финала. Нет никаких сомнений, что в третьем туре они хорошо покажут себя в программе с настоящим оркестром. А вот что будет происходить с хрупкими женскими голосами  в финале - вопрос, остающийся без ответа. 

Состязания по специальности "Сольное пение" на конкурсе Чайковского с первых лет существования всегда вызывали бурные обсуждения и споры. Не стал исключением и Четырнадцатый конкурс. За неделю конкурсных прослушиваний помимо членов жюри в дискуссию вступали и другие профессионалы. Выдающаяся итальянская певица Рената Скотто, выглядящая в свои 77 лет не больше, чем на 50 на встрече в пресс-клубе сказала, что очень рада, что вокальный конкурс проводится в Петербурге, "хорошо известном во всем мире, как культурный город”, пожелав ему увеличения международной части участников: "Я очень люблю русских певцов, но здесь мне не хватало американцев, итальянцев, французов, немцев. Причины, по которым сюда не приехали, скажем, итальянцы, мне неизвестны. Может быть, они не слишком хорошо показали себя на отборочном туре?" Русским певцам она пожелала научиться петь пиано, без которого не может быть речи о бельканто и международной карьере. Ей вторила известная румынская певица Илеана Котрубаш, постоянная участница жюри конкурса Образцовой, впервые приехавшая в жюри конкурса Чайковского: "Почему в России так плохо исполняют Моцарта? Кто у вас учит петь Моцарта? Для исполнения его музыки нужны красота, прозрачность звука и очень-очень чистая интонация. Один баритон довел меня до белого каления своим исполнением арии Генделя Ombra mai fu - это же не война, чтобы петь такую музыку с таким нечеловеческим напряжением! А зачем ему было исполнять песню Шуберта как арию Пуччини? Многим молодым певцам категорически не хватало чувства стиля - некоторые просто не понимали, чем отличаются Россини от Верди. Многие концертмейстеры позволяли себе играть музыку поперек указаний композитора, что тоже портило конкурсантам общую картину".

Елена Образцова вспомнила, как участвовала в IV конкурсе в 1970 году: "Тогда не было никакой трансляции. Зато было потрясающее жюри - Тито Гобби, Мария Каллас, Зинаида Палли, не говоря о наших - Ирине Архиповой, Марии Максаковой, Марке Рейзене. Я уже была в Большом театре и мне нельзя было рисковать и не получить первую премию. Меня и Тамарочку Синявскую вызывала Екатерина Алексеевна Фурцева, чтобы сказать: "Девочки, Москве надо обязательно оставить первую премию, поэтому постарайтесь выиграть". Ну мы постарались, и нам дали первую премию, разделив на двоих. Это нас сдружило на всю жизнь. Все удивлялись - как мы, две меццо-сопрано, не стали соперницами. Но мы дружны всю жизнь, друг друга обожаем". Певица считает неправильным проведение отборочного тура по записям, которые могут искажать реальную картину голосов. Лучшую Пиковую даму современности тревожит, что конкурс молодых оперных певцов ее имени, который должен был состояться в августе этого года, оказался под угрозой срыва из-за отсутствия финансирования: "Я обращалась с просьбой к президенту Дмитрию Медведеву, который обещал перевести конкурс на государственное обеспечение, но пока ничего не изменилось. Если я не проведу в этом году свой конкурс, то может случиться, что конкурса не будет. Я уже не в том возрасте, чтобы ходить с протянутой рукой".

Ильдар Абдразаков, самый молодой член жюри, 11 лет назад закончивший свою конкурсную эстафету, оказался среди тех, кто еще недавно "жюрил" его: "Елена Образцова, Владимир Атлантов и Райна Кабаиванска еще недавно слушали меня как конкурсанта. А теперь я вместе с ними обсуждаю молодых певцов - для меня это большая честь. По воле судьбы мне не довелось участвовать в конкурсе Чайковского - я об этом никогда и не думал. Но это был первый конкурс, на который я приехал как слушатель. Меня пригласила Ирина Константиновна Архипова, когда мне было 16 лет и я только начинал делать первые шаги в карьере. До сих пор у меня перед глазами стоит то, как певцы выходили выступать. Помню Марину Лапину, Александру Дурсеневу, Хиблу Герзмаву. Я всегда побеждал в конкурсах. Последний был в Италии в 2000 году - "Вердиевские голоса", посвященный Марии Каллас, который проходил сначала в Буссето, потом в Парме".

Лидерами XIV конкурса Чайковского стали монгольские певцы, двое из которых прошли в финал. Концертмейстер Театра оперы и балета республики Бурятии Дарима Линхбвоин рассказала об оперном буме в Монголии: "В столице Монголии - настоящий бум оперного искусства. Туда кинулись педагоги и дирижеры из Европы c мастер-классами. Японцы очень увлеклись Монголией: привозят инструменты, можно сказать, бесплатно. Машины стали стоить копейки - чуть ли не каждый студент ездит на шикарных Land Сruiser’ах. Вместе с расцветом оперного искусства происходит и экономическое развитие страны. Какие в Монголии сопрано! Много низких, темных,  глубоких голосов с насыщенными тембрами. Теноров и колоратур мало. Простые араты (скотоводы) в оперный театр в Улан-Баторе приходят в своих национальных костюмах, чтобы слушать Верди".

Среди слушателей всех туров у вокалистов оказалась Валентина Николаевна Гаген, доцент кафедры камерного пения Петербургской консерватории, выучившая в свое время Ольгу Бородину: "Монголы меня совершенно пленили. Как они проникают в русскую музыку, как несут Чайковского! Энхбат Амартувшин так спел романс Чайковского, что хоть стой, хоть падай. Вот откуда у них это? И русский язык очень хороший". Тенор Дмитрий Корчак, успешно продолжающий свою карьеру за рубежом, приехал с женой и оперным агентом на конкурс Чайковского из Вены, где живет постоянно, не столько поболеть за коллег, сколько найти достойных, чтобы, по возможности, помочь им устроиться в европейском оперном мире. "Тенор Алексей Татаринцев, который прошел в третий тур, непросто коллега, приходил на мой концерт в Тамбове, после которого захотел учиться там, где я - в Академии хорового искусства в Москве. Он поступил и закончил ее. Сейчас работает в Новой опере. Я был рад услышать его глубокое проникновенное пение, чувство стиля, прекрасное произношение и безумную музыкальность в сочетании с рафинированностью. Очень талантливая Ольга Пудова - она уже готовый музыкант, способный делать карьеру в Европе. Я хочу внести свой вклад - помочь понравившимся певцам и буду счастлив, если мой агент поможет кому-то избежать сложностей, с которыми сталкивались в свое время мы. А в Европе без агента никуда".