Две трассы ДФО рискуют остаться недостроенными

По данным правительства РФ, до 2020 года в России планируют построить за счет федерального бюджета 18 тысяч километров новых дорог.

Эксперты утверждают, что дешевле всего их прокладка обходится именно в Дальневосточном федеральном округе - за счет относительно низкой стоимости земли. Однако современные трассы появляются на Востоке России так редко, что это не позволяет снять инфраструктурные ограничения развития экономики в регионе. Между тем необходимость в улучшении транспортной сети региона очень высока.

Так, например, значимость строящейся автомобильной дороги Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре переоценить трудно. Эта транспортная артерия связывает между собой районы Хабаровского края и обеспечивает выход южных и восточных территорий на федеральные автомобильные трассы Чита - Хабаровск, Хабаровск - Владивосток и Хабаровск - Находка. А постоянно действующая железнодорожная переправа Ванино - Холмск в этой транспортной цепочке связывает материк с островом Сахалин. Кроме того автодорога Хабаровск - Лидога - Ванино - это составная часть евроазиатского международного транспортного коридора "Транссиб" - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Екатеринбург - Владивосток - Находка.

- Эта трасса - дорога малого бизнеса, - отмечают посетители тематического форума в Сети. - По ней завозят на побережье все - медикаменты, стройматериалы, бытовую технику, а главное, продукты. Большинство предпринимателей и организаций Ванинского и Советско-Гаванского районов пользуются автомобильными транспортными услугами. Это быстрее и дешевле, чем перевозить грузы железной дорогой.

Действительно, специалисты утверждают, что на расстоянии до тысячи километров автомобильные перевозки грузов намного рентабельнее железнодорожных и воздушных, поэтому перспективы у дороги ожидаются большие.

В строительство автодороги "Амга" в Якутии в 2011 году должны вложить 500 миллионов рублей, но выделили только 36

До конца прошлого века на участке Лидога - Ванино существовали лишь проложенные лесниками для подхода к делянам автозимники - меньше 160 километров со стороны Лидоги и 90 - со стороны Ванино. В 1997-1998 годах построили сто километров пионерной дороги на горном участке Сихотэ-Алиня. Все искусственные соружения - из дерева, "дорожная одежда" - из местного щебня. Таким образом, ввели в строй 346 километров, и Россия получила выход к незамерзающим портам Хабаровского края - Ванино и Советская Гавань.

Уже через год приступили к строительству автомобильной трассы с асфальтобетонным покрытием, скорость движения транспорта по которой может составлять 100 километров в час против 40 - по грунтовой. Работать очень трудно - на протяжении всей дороги нет населенных пунктов. Стройматериалы практически все привозные, за исключением щебня из местных карьеров, где установлены передвижные дробильно-сортировочные комплексы. Цемент, железобетон доставляют на стройку автотранспортом. Путь идет по сложному горному рельефу. Одни из самых трудных километров - так называемые скальные "прижимные участки" в месте прилегания к горной нерестовой реке Анюй. Весной и осенью ледяные торосы из Анюя кое-где выходят прямо на дорогу.

Но перипетии строительства - ничто перед сложностями финансирования. За период с начала возведения дороги освоили 7,2 миллиарда рублей, 4,9 - выделил федеральный бюджет, остальное - краевой. Причем из-за сокращения бюджетного финансирования Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", которая предусматривает выделение средств на Ванино - Лидогу, из федерального бюджета недополучили 2,6 миллиарда рублей. Как рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края Сергей Ивашкин, в целом за период реализации программы до дорожников не дойдут обещанные 5,3 миллиарда. В результате - неизвестно, когда построят трассу, которую планировали закончить к 2013 году. Из 329,4 километра Лидога - Ванино за 12 лет сдали только 194. И на вопрос - когда же введут в строй остальные - не ответит никто.

В соседней Якутии самым проблемным строящимся инфраструктурным объектом без натяжек можно назвать республиканскую автодорогу "Амга", которая пока действует только как зимник. Из-за того, что трасса не достроена, граничащий с Хабаровским краем Усть-Майский район большую часть года отрезан от внешнего мира - добраться сюда в теплый сезон можно лишь самолетом или по реке. Это серьезно тормозит развитие обширного и потенциально богатого региона.

Во всех республиканских программных документах, посвященных развитию транспорта, "Амга" числится на приоритетных позициях. Но для того, чтобы материализовать этот приоритет, всегда чего-то не хватает. Точнее, в течение почти десяти лет ежегодно обнаруживается что-нибудь более приоритетное.

- Правительство республики разработало программу строительства автодороги "Амга", - рассказывает глава Усть-Майского района Александр Антипин. - Стоимость ее - примерно 11 миллиардов рублей. В соответствии с этим документом в нынешнем году в стройку должны были вложить 500 миллионов рублей, а на следующий год - 600 миллионов. Однако пока программа не работает - не хватает средств. В нынешнем году выделено только 36 миллионов на "дорожную одежду" на небольшом участке, где трасса уже отсыпана. И все. На следующий год вроде бы обещают 560 миллионов, но до этого еще надо дожить.

Трассу начали строить еще при генерал-губернаторе Николае Муравьеве-Амурском, чтобы получить выход с Иркутского тракта к порту Аян на побережье Охотского моря. Назвали ее Аянским трактом. Часть этой дороги ныне эксплуатируется круглогодично, соединяя несколько районов Якутии. Чтобы довести автодорогу до Усть-Маи, осталось отсыпать 104 километра и построить мост через реку Амгу.

Местные власти планируют не только построить круглогодичную трассу до Усть-Маи, но и продолжить ее, как и полтора века назад, до порта Аян. Надо отметить, старательские артели, добывающие золото на стыке Якутии и Хабаровского края, уже пробили выход к Охотскому морю.

Построенные ими участки, если ликвидировать небольшие разрывы, вполне можно использовать при строительстве сквозной автодороги. В этом случае трасса "Амга" получит федеральный статус, поскольку по кратчайшему маршруту соединит два субъекта федерации. Но сначала надо завершить стройку на 104-километровом отрезке, а здесь дело застопорилось.