01.07.2011 10:37
    Поделиться

    Всех реестровых казаков страны до конца 2011 года объединят во всероссийское казачье общество.

    Всех реестровых казаков страны до конца 2011 года объединят во всероссийское казачье общество.

    В столице СКФО прошло заседание Совета при президенте РФ по делам казачества. На нем представители всех 11 войсковых обществ России обсудили реализацию концепции государственной политики в отношении казачества.

    Предложение... от Надежды Бабкиной

    Открывая заседание, председатель Совета, заместитель руководителя администрации президента страны Александр Беглов подчеркнул: новый федеральный закон о внесении изменений в ФЗ "О государственной службе российского казачества", подписанный главой государства 31 мая 2011 года, позволит завершить формирование нормативно-правовой базы реестрового казачества. Напомним, принятый в 2005 году закон впервые признал существование казачества как особой социальной общности и определил основные принципы взаимоотношений казаков с государством. Однако он имел ряд недостатков. Например, не определял экономические основы существования казачьих обществ, систему их отношений с органами местного самоуправления. Теперь можно отработать комплексные решения по организации компактного проживания, хозяйствования и несения государственной службы в казачьих поселениях.

    - Наконец-то получили правовой статус кадетские казачьи корпуса, - отметил Беглов.

    Сегодня, как было заявлено, почти семь миллионов россиян считают себя казаками. Это серьезная общественная сила, которая сейчас проходит сложный путь становления и самоидентификации. Поэтому в новой редакции закона предлагается создать всероссийское казачье общество путем объединения всех войсковых обществ. Причем подобная структура должна появиться уже к концу 2011 года. А возглавит его атаман, который будет выбран на большом всероссийском круге. К тому же нужно оперативно разработать и принять устав общества, учредителями которого станут все 11 войсковых обществ.

    И тут слово неожиданно для всех попросила член Совета, популярная певица Надежда Бабкина.

    - Нужно создать регулярную казачью армию как род войск, - заявила она. Зал бурно загудел, но Бабкина невозмутимо продолжила: - Это могут быть территориальные казачьи войска или казачья национальная гвардия с функцией внутренних войск и гражданской обороны.

    Казаки на миг затихли, ожидая реакцию со стороны президиума.

    - Очень интересное предложение, - ответил Александр Беглов, - и оно будет рассмотрено.

    Правда, позднее Беглов сказал журналистам, что все-таки о создании "регулярного казачьего войска" речь не идет: "Будет общественная организация "Объединенное казачье российское общество". Регулярные войска находятся в ведомстве минобороны".

    Общества без движения

    О сотрудничестве же служивых с армией подробно рассказал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Василий Смирнов. После появления в феврале прошлого года постоянной профильной комиссии по взаимодействию минобороны и войсковых казачьих обществ появилась возможность сформировать так называемые "казачьи" военные части.

    - Мы скорректировали перечень воинских частей, подлежащих комплектованию казаками. Определены их принципы, создан учет юношей-казаков, - пояснил замначальника генштаба. - Общества могут направлять призывников служить в части, дислоцированные в местах традиционного компактного проживания казаков... Фактически для них созданы особые условия для прохождения военной службы.

    Но не все тут обстоит так гладко. По мнению Смирнова, процесс тормозит инертность самих обществ - не все они выполняют свои обязательства по направлению ребят в армию: "Плохо идет подготовка допризывной молодежи - в нынешнем году в России через ДОСААФ подготовку по военно-учетным специальностям от казачьих обществ прошли только 448 человек".

    Правда, с подобным утверждением не согласился атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.

    - Несколько лет подряд мы участвуем в военно-полевых сборах. Это восемь тысяч казаков! - заявил казачий генерал. И задал вопрос: - Три года кубанцам на военные учения выделяли боеприпасы. Но недавно из генштаба пришло письмо, что боеприпасы на сборы выделяться не будут. И как же теперь быть?

    Смирнов пояснил: боеприпасы выделят, если войсковые стрельбища будут проходить с привлечением военнослужащих. "А просто так отдавать оружие и боеприпасы, чтобы стреляли где и как угодно, никто не станет".

    Как выяснилось, почти не решается и вопрос комплектования казаками воинских должностей на уровне офицеров и сержантов - слишком мало казаков идет на службу по контракту.

    - Мы планируем сформировать систему управления российским казачеством, - сказал Смирнов. - В аппарат министерства ввести должность помощника министра по делам казачества, а генштабу сформировать штатное структурное подразделение по работе с казачеством. При создании всероссийского казачьего общества предлагаем сформировать его объединенный штаб, который может возглавить представитель министерства обороны. Создание вертикали военного управления казачеством позволит максимально повысить его роль в содействии вооруженным силам.

    Властные барьеры

    Как известно, на Юге страны действуют три общества - Всевеликое войско Донское, Кубанское войсковое казачье общество и Терское войсковое казачье общество. Причем если первые два развиваются довольно быстро, то в третьем ситуация выглядит не столь оптимистично. Поэтому положение казаков на Северном Кавказе стало отдельным вопросом повестки дня.

    По словам заместителя полпреда президента в СКФО Юрия Олейникова, процесс возрождения казачества в регионе идет позитивно: развиваются партнерские отношения с силовыми структурами (казаков все чаще привлекают к охране общественного порядка, экологическому мониторингу, пограничной службе), формируется необходимая нормативно-правовая база. Кроме того, в местных органах власти появляются штатные единицы и подразделения, которые займутся реализацией государственной политики в отношении казачества. Так, при главах Дагестана и Кабардино-Балкарии введена должность советника по вопросам казачества.

    На Ставрополье появились казачьи патрули, в них задействованы около 700 человек. В прошлом году они помогли раскрыть 90 преступлений (среди них - грабежи, незаконный оборот наркотиков и оружия), задержать находящихся в розыске 18 преступников.

    Сдвинулся с мертвой точки и, пожалуй, самый больной для казаков земельный вопрос. На Ставрополье семь обществ уже получили 22 тысячи гектаров земель сельхозназначения, в Дагестане администрация Кизлярского района передала казакам 170 гектаров пахотных земель и небольшое озеро Мардосоль, в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии - 49 гектаров (к тому же в городе Прохладный выделена площадка для организации рыночной торговли), а в Майском районе казачьему обществу села Пришибское на пять лет предоставлен в пользование земельный участок площадью 35 гектаров.

    Однако проблема оттока русскоязычного населения из республик Северного Кавказа остается острой. То есть реального авторитета казакам на местах пока не хвата- ет - и подобное происходит из-за позиции местных чиновников.

    - Именно при попустительстве со стороны власти могут происходить такие ситуации, как на недавних выборах в Дагестане. Здесь мы увидели гигантское противодействие попыткам создать сколь-нибудь существенное представительство казачества в органах законодательной или исполнительной власти, - пояснил Олейников. - В результате сегодня как достижение преподносится наличие пяти казачьих депутатов в горсовете города Кизляра и еще по одному депутату в советах Кизлярского и Тарумовского районов.

    Нежелание допускать казаков во власть является проблемой не только Дагестана - тут скорее общая тенденция элит региона, и данный вопрос предстоит решать. "Но и казачьим обществам пора проснуться и создать систему отбора и подготовки перспективных кадров, находить мотивацию и способы продвижения казаков во власть. Порой они сами не всегда оказываются готовы к полноценной работе, - констатировал Олейников. - Есть и иждивенческие настроения, и попытки пропихнуть своих при распределении должностей и материальных благ".

    - Не буду называть конкретные территории, но нам известно о том, что земли, переданные казачеству, распределяются по принципу личной преданности. Это касается и аренды и приватизации земельных участков. А потом власти получают очередные обращения о том, что земли недостаточно, - признался заместитель полпреда.

    Ждет своего решения и вопрос партнерства с нереестровым казачеством, без чего о сколь-нибудь серьезной консолидации казачества на Северном Кавказе говорить вряд ли приходится.

    Мнение

    Александр Хлопонин, полпред президента:

    - Нераспределенные земли государственного фонда могут быть перераспределены в пользу казачества. Но не отдельным казакам, а на казачьи войска, которые будут нести перед федеральным центром ответственность за их использование. Если просто взять и передать землю отдельным казакам, то они потом в субаренду могут сдать ее непонятно кому. А когда войско станет нести ответственность, оно будет своих детей и юношей воспитывать на этой земле, учить на ней работать, создавать профессиональные учебные заведения.

    Настало время говорить о том, чтобы в муниципальных образованиях, где доминирующим является казачество, к власти начали приходить представители казаков, становиться во главе муниципальных органов. В противном случае в этих населенных пунктах теряются местные традиции, и мы потом не будем знать, как их восстановить.

    В скором времени все казачьи общества страны окажутся в одном строю.

    Поделиться