В ночь со 2-го на 3 июля толпа энтузиастов на велосипедах намерена объехать достопримечательности и архитектурные памятники, расположенные вдоль Ленинградского проспекта.
Велопробег по ночной Москве проводится уже в 5-й раз, возглавит его автор проекта - историк Сергей Никитин.
Историк архитектуры и основатель "Москультпрога" (см. справку) Сергей Никитин проводит велоночи с 2007 года. Предыдущая называлась "Северо-восторг", и ее маршрут пролегал по Лосиному острову и Измайловскому парку.
На этот раз велосипедистам покажут достопримечательсти Ленинградки. Главные из них: первый советский стадион "Динамо" и стадион "Юных пионеров", первый крупноблочный "Ажурный дом", он же "Дом Бурова", Петровский путевой дворец. И опять-таки первые в стране кооперативные писательские дома на улице Черняховского, здание аэровокзала архитектора Бурдина, старинные усадьбы. По прогнозам, в акции примут участие более двух тысяч человек - студенты, архитекторы, историки, журналисты, искусствоведы, веломаны-полуночники, романтики и просто искатели новых ощущений.
Дистанция - 22 км. Велосипеды годятся в принципе любые, это не велогонка. Средняя скорость передвижения, по опыту предыдущих акций, не будет превышать 7 км/ч. Желательно иметь при себе шлем, фонарик, насос, запасную камеру, аптечку. Не помешает и термос с чаем. А вот употребление алкоголя категорически возбраняется.
Правила для участия простые. За свою безопасность отвечаешь сам. Должен понимать, что культурно-историческая информация - это интеллектуальная собственность, использовать ее без согласия правообладателя нельзя.
В дорогу можно взять фм-приемник или телефон с радио. Ночную экскурсию будут транслировать в прямом эфире. И непосредственным участникам кое-какую информацию можно почерпнуть из радио. Радиоприемник можно установить на удобную тебе громкость, а вот экскурсоводы такой привилегии лишены. Все-таки ночь.
И о приятном. Участие в акции бесплатное, единственное условие: зарегистрироваться на страничке http://velonoch5.blogspot.com/p/register.html. И лучше не тянуть, в случае превышения лимита регистрация будет закрыта. Не зарегистрированного веломана из колонны, конечно, не прогонят. Вся хитрость в том, что время и место начало экскурсии засекречено, эту информацию сообщат участникам по электронной почте только накануне выезда. К чему такая интрига? Как объясняют авторы проекта, организаторам нужно как-то регулировать масштаб акции, ведь даже на почти пустых ночных магистралях положено соблюдать меры безопасности. Велоколонну будут сопровождать экипажи ГИБДД.
Почему для экскурсии выбрана именно ночь?
Очевидно, что многое решает дорожный трафик, но дело не только в пробках.
- Ночью в городе легче дышится, магистрали меньше загазованы, - объясняет Никитин. - А потом, Москва под ночным небом - это всегда немного другой город, в ночи раскрываются магические и мистические свойства мегаполиса.
Сам Никитин не ограничивается рамками познавательных экскурсий, и прямо называет свои акции "велосипедными ночными приключениями". Вместе с тем, приключение обещает быть познавательным. Вот некоторые его пункты.
Военно-воздушная инженерная академия, которая с начала 1920-х годов разместилась в Петровском дворце, возведенном в 1782 году для отдыха императорской семьи перед въездом в Москву по Тверской дороге.
Ходынское поле - одна из колыбелей отечественного воздухоплавания.
В районе Сокола - одно из самых больших сосредоточений всевозможных КБ и НИИ. Здесь творили Лангемак и Королев. Последний в представлении не нуждается, а вот фамилия Лангемак не всем известна. Сменивший на посту замдиректора Реактивного НИИ Георгий Эрихович Лангемак создал реактивный миномет "Катюша" и ввел в оборот термин "космонавтика". Его расстреляли как врага народа в 1937-м. Что ни место, сплошная история страны.
Ночные велопрогулки позволяют посмотреть то, что остается за пределами традиционного и специализированного туризма. К тому же, ночью психологически легче разрушать рамки устоявшихся стереотипов, читай: рассказать о непризнанных официально памятниках истории и культуры. В определенном смысле, разрушать стереотипы - одна из традиций "Москультпрога". В свое время, Никитин рискнул привлекать к диалогу местных жителей, они дополняли рассказы профессиональных историков.
Никто и сегодня не мешает местным краеведам поспорить с профи, но все-таки во время велоночей вести экскурсии будут специалисты.
Кстати, нынешняя Ленинградка - это Петербургская дорога, небольшой кусочек которой до сих пор сохранился. И именно здесь 120 лет назад построили первую в Москве велодорожку.
- Правда, она недолго существовала, потому что в начале ХХ века у велосипеда появился конкурент в лице автомобиля, - уточняет глава "Москультпрога".
В ближайшее время велоночи пройдут в Санкт-Петербурге и Нью-Йорке. Прорабатываются ночные велопоездки по Екатеринбургу, Лондону, Милану, Флоренции, Вене и Парижу. Заполняя регистрационную форму участника велоночи, нужно ответить на вопрос: "Какие города России и зарубежья вам бы хотелось посетить с велоночью?". Так что география проекта в наших руках.
Справка "РГ"
"Москультпрог" ("Московские культурологические прогулки") - проект, организующий бесплатные экскурсии, а также концерты, семинары и выставки, посвященные городской архитектуре и истории. Создан Сергеем Никитиным в 1997 году. Большинство акций проходит в Москве, но география проекта расширяется. Экскурсии на общественных началах прошли в Санкт-Петербурге, Твери, Новгороде, Киеве, Риме.
http://moskultprog.ru - сайт "Москультпрога"