Самая знаковая номинация Конкурса Чайковского "фортепиано" финишировала в Большом зале консерватории за несколько часов до раздачи премий. Трое пианистов закончили конкурсный марафон тремя Первыми концертами - Даниил Трифонов сыграл Шопена, Йол Юм Сон - Чайковского, а Алексей Чернов - Брамса. Конкурсное прослушивание проходило при участии Российского национального оркестра под управлением Александра Дмитриева.
Лауреат последнего Конкурса Шопена Даниил Трифонов обратился к музыке, идеально подходящей его исполнительскому стилю, покорив всех безупречной техникой, своим фирменным, соответствующим моменту, прозрачным и чуть холодным звуком. С легкостью преодолевая трудности шопеновской фактуры и балансируя на тонких контрастах - от внутреннего просветления до легкой и почти невидимой меланхолии - Трифонов словно вовлекал слушателя в удивительный мир фантазии. Любование каждой трелью, часто выделяемой с особой рельефностью, радость от каждого сверкающего бисерного пассажа, умное расставление каждого акцента, - это тонкий мир пианиста Трифонова.
Исполнение Йол Юм Сон переключило слушателей в почти полярную эмоциональную гамму. Здесь все дышит жизнью - дикой, хаотичной, прекрасной, эффектной, местами устрашающей, - в ней экспрессия и блеск пламени древних ритуальных танцев, огонь джазовых импровизаций и роскошных отрепетированных телодвижений. Этот напор порой сменяют "бестелесными" бликами теней пассажи, но лишь затем, чтобы уступить новому натиску. И уже неважно, что иногда мимо или гулко, и что это мало похоже на Чайковского, главное - упоение ритмикой, перегибистой и динамически извивающейся интонацией, холодными гаммами в моменты отдыха - словом, триумф. "Посмотри, какая она красивая: волосы черные, красное платье - очень эффектно выглядит, вот еще бы лицо увидеть", - раздается шепот пожилой женщины.
В Первом концерте Брамса поначалу казалось - глыба оркестра готова раздавить задумчивые ровные мелодии, которые наигрывал Алексей Чернов, что для его привычно мощного образа совершенно нетипично. Возможно, первоначальный контраст этих планов предполагал идею "концертного" соперничества. Лишенная внутреннего стержня, пульсации игра, впрочем, вскоре получила динамическое насыщение и начала противоборство с оркестром, однако уступив ему право гибкого интонирования каждой фразы. Несколько разрыхленной по форме предстала медленная II часть - образец философской брамсовской лирики. Несомненно, размеренно трактованный Брамс близок крепкому стабильному пианисту.
За пару часов до концерта из двора консерватории отправился грузовик с упакованными роялями Fazioli, - инструментами итальянской марки, покорившими благодаря Александру Лубянцеву российскую публику. Как известно, Лубянцев в финал не прошел, и Fazioli теперь отправляются в новое путешествие. Жизнь продолжается.