Российской пшенице придется заново завоевывать мировой рынок

Сегодня Россия возобновляет экспорт зерна. По оценкам российских экспертов, за год мы сможем продать от 15 до 20 миллионов тонн при прогнозируемом урожае в 85 миллионов тонн.

Максимального объема экспорта нам удалось добиться в 2009 году - 23 миллиона тонн. Так что занять прежние ниши теоретически возможно.

Однако спрос на наше зерно сейчас практически отсутствует, уверяют опрошенные "РГ" эксперты. В результате стоимость тонны нашей пшеницы может упасть ниже порога рентабельности. И, похоже, легкой жизни у нашего экспорта не будет. Напомним, что запрет на вывоз зерна из России был введен 15 августа 2010 года, и причиной его стала серьезная потеря урожая (до 30 процентов) в результате экстремально засушливого лета.

Падение цен на зерно, действительно, состоявшийся факт. За последние три недели мировая цена упала на 70-80 долларов за тонну. В России - та же тенденция. За последнюю неделю внутренняя стоимость тонны отечественной пшеницы 4-го класса снизилась до 5815 рублей, потеряв 85 рублей. Немного меньше (на 55 рублей) упала стоимость пшеницы 3-го класса - до 6085 рублей за тонну. При этом надо понимать, что скоро на рынок начнет поступать зерно нового урожая, что также отразится на ценах и точно - не в сторону повышения.

Так что снижение стоимости отечественного зерна ниже порога рентабельности для его производителей, действительно, возможно.

Это подтвердил в интервью "РГ" вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Для решения этой проблемы, по его мнению, надо рассмотреть вопрос о локальных закупочных интервенциях.

Так, 2,7 миллиарда тонн интервенционного зерна уже реализовано, деньги вернулись, "нужно еще раз вернуть эти деньги в зерно, чтобы поддержать сбыт и цены", - считает эксперт. Естественно, в разумных пределах. Но без такой поддержки вернуть себе ниши на мировом рынке не получится, уверен Корбут.

Ведь в нынешних условиях от России будут ждать демпинговых цен, но они невозможны, так как крестьяне просто останутся без прибыли. В результате, по оценкам главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, за июль на экспорт уйдет всего 1,5-1,6 миллиона тонн зерна. Впрочем, это пока укладывается в прогноз 15-20 миллионов тонн.

И, для того чтобы эти цифры стали реальностью, правительство собирается предпринять комплекс мер по поддержке выхода отечественных производителей зерна на мировой рынок. Будет рассматриваться стратегия поддержки сельхозпроизводителей, которые увеличивают производство зерна не только для продажи на внутреннем рынке, но и для выхода на экспорт. Об этом на днях заявил первый вице-премьер Виктор Зубков. Правда, более подробно о стратегии он не сказал.

Тем не менее в ближайших планах - проведение переговоров с теми странами, которые являются традиционными покупателями нашего зерна. Их цель - донести позицию России, что она возвращается на рынок зерна всерьез и надолго.

Задачи на перспективу также ставятся вполне амбициозные: войти в число стран - лидеров по экспорту продовольствия, тем более что, по мнению первого вице-премьера, наша страна, как никакая другая, обладает "уникальными конкурентными преимуществами".

Надо отметить, что тезис о необходимости постепенного ухода от доминирования в доходной части бюджета "нефтяных денег" находится в русле последних заявлений российских властей и экспертного сообщества. Экспорт продовольствия, в частности зерна, намного перспективнее, чем нефти и газа, поскольку спрос на него постоянно будет расти высокими темпами, с таким прогнозом выступил в "РГ" научный руководитель НИУ-Высшая школа экономики Евгений Ясин, который является также сопредседателем экспертной группы по доработке Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Конечно, как считает Корбут, это дело не одного десятка лет. И в данной ситуации необходимо, чтобы государство четко и ясно законодательно закрепило нормы своей политики в отношении агропродовольственного экспорта.

Какими могут быть эти нормы? Государство, говорит Корбут, должно ясно и понятно заявить о том, что Россия стремится нарастить агропродовольственный экспорт, соответственно - сделать максимально прозрачной технологию введения, допустим, запретительных экспортных мер.

Нужно, считают эксперты, опрошенные "РГ", форсированно вести работу по развитию инфраструктуры. В качестве меры стимулирования экспорта продовольствия возможно введение связанных кредитов иностранцам под закупку продовольствия у нас. Этот способ, кстати, широко применяется за рубежом.

Кстати

По данным 2010 года, мировой рынок предложения зерновых культур контролируют несколько экспортеров.

Первое место - за США (29,7 процента общего объема торговли - 80,2 миллиона тонн). На втором месте по объемам торговли страны Евросоюза. Их доля - 8,9 процента - 24,1 миллиона тонн. Третье место - Канада (8 процентов общего объема торговли - 21,6 миллиона тонн).

Четвертое место - за Украиной (7,6 процента рынка с объемом экспорта в 20,4 миллиона тонн).

Пятое место - Аргентина, которая экспортирует 20,2 миллиона тонн, занимая 7,5 процента объема торговли.

Россия находится на 6-м месте с 7,3 процента рынка и 19,6 миллиона тонн экспорта зерна.