Созданный в 2010 году Киносоюз провел свой первый съезд. Из 166 его членов присутствовали 129.
Съезд открылся письмом Эльдара Рязанова, который не смог прийти из-за болезни. Мастер подчеркнул, что Киносоюз начинает свою жизнь в трудное время - вороватое, коррупционное, циничное, когда в России растет ксенофобия, от которой рукой подать до фашизма. И кино предстоит огромная работа по оздоровлению страны.
Министр культуры Александр Авдеев отметил, что создание Киносоюза важно для российского общества: возникла новая динамичная организация, способствующая демократическому развитию страны. Выступающий говорил об участии Киносоюза в отборе фильмов, которые финансируются государством, в судьбах детского кино и работе с прокатом. Зритель отвыкает думать, и единственный путь сохранить аудиторию - создать альтернативный прокат, работающий в интересах зрителя.
В отчетном докладе председатель Киносоюза Борис Хлебников сказал о дефиците диалога между людьми разных кинематографических профессий - проблеме, которую призван решить Киносоюз. Он провел конференцию "Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры", его представители включены в правительственный Совет по развитию отечественной кинематографии, проделана работа по обустройству союза, который начинал с нуля. За год он встал на ноги, и с будущего года планирует оказывать материальную помощь нуждающимся в ней членам Киносоюза, учредит стипендии для молодых талантов. Цель организации - объединить усилия кинематографических цехов для системного подхода к общему делу.
О ситуации в киноиндустрии говорил социолог Даниил Дондурей. Формально производство растет: в 2010 году выпущено 119 фильмов - по их числу Россия обогнала Германию. Но доля нашего кино на экранах падает и грозит достичь 10 процентов, а большая часть населения не имеет к нему доступа. Из фильмов, выходящих на экраны, половина не возвращает затрат даже на печать копий, хотя Россия уже обогнала США по цене кинобилета. В киносообществе дебатируются разные версии состояния индустрии - от упадка сценарного мастерства до финансовой катастрофы из-за скачивания картин в Интернете, - но нет анализа, где эти факторы были бы суммированы.
Кинорежиссер Андрей Кончаловский отметил: "Киносоюз располагает интеллектуальным потенциалом, чтобы разобраться с процессами, происходящими в кино. Государство от кинорынка дистанцировалось, предлагает нашему кино конкурировать с американским. А какая тут конкуренция, если все телеэкраны заполнены рекламой Голливуда! В СССР существовало Бюро пропаганды советского киноискусства, а теперь распространением нашего кино не занимается никто. На смену советской цензуре пришла более жестокая цензура денег, и, если государство не вмешается в этот процесс, мы проиграем. Чтобы быть действенным, Киносоюз должен стать объединительным центром киногильдий", - считает Кончаловский.
Знаменитый аниматор Юрий Норштейн рассказал о встрече с Владимиром Путиным по поводу бедственного положения "Союзмультфильма", который лишился своих фондов и фактически разрушился как студия. Режиссеры Марина Разбежкина и Алексей Ханютин, драматург Павел Финн говорили об упадке кинообразования.
Съезд отправил в правительство телеграмму о судьбе Киномузея, который лишился помещения.
Съезд избрал правление и нового председателя Киносоюза, им стал режиссер Андрей Прошкин.