Церемония награждения лауреатов XIV конкурса Чайковского состоялась в Концертном зале имени Чайковского.
В виолончельном соревновании распределение призов сюрпризов не принесло. По крайней мере, по сравнению с другими специальностями: вокалисты остались без нескольких премий, скрипачи - без первой, что является нарушением регламента ("Первые премии присуждаются в любом случае"). У пианистов присуждены все пять премий, но фортепианное соревнование традиционно - самое популярное: болельщики пианистов возмущались бы решением жюри при любой погоде. Именно в связи с тем, что в финал не прошел любимец публики Александр Лубянцев, возникла идея учредить премию прессы, которую конкурс не поддержал.
В этом контексте распределение премий среди виолончелистов выглядит наиболее ожидаемо, хотя и с ним можно мысленно поспорить. Нарек Ахназарян шел к первой премии уверенно, хотя его интерпретация Сонаты Шостаковича в I туре была как минимум неоднозначной. Тем не менее, именно после нее представительницы анонимной, но авторитетной экспертной группы, известной под условным названием "консерваторские старушки", уверенно предсказали ему первое место - и не ошиблись. Очков конкурсанту прибавил и инцидент с неполиткорректным высказыванием Марка Горенштейна. Нежное звучание виолончели Ахназаряна, столь неожиданное в Шостаковиче, стало залогом успеха Вариаций на тему рококо Чайковского. (С ними же Нарек выступил на гала-концерте лауреатов в Москве.) Правда, исполнение Концерта Дворжака было не столь же ровным, и Норберт Ангер казался не менее вероятным претендентом на Золотую медаль.
Увы, он получил лишь четвертую премию, хотя шел к финалу вполне уверенно с самого начала: и его выступление на I туре, и Первый концерт Шостаковича в его интерпретации оказался одним из главных событий соревнования виолончелистов. Однако Вариации на тему рококо не стали для Ангера такой же удачей. Видимо, это просто не его музыка. Если участников конкурса имени Чайковского следует судить в первую очередь по исполнению музыки Петра Ильича - да, в Вариациях Ангер был не на высоте, хотя "Пеццо каприччиозо" в I туре сыграл великолепно. И все же жаль, что среди лауреатов первых премий и участников финального гала-концерта его нет. Впрочем, не менее огорчительно отсутствие тех, кто не прошел в III тур - в первую очередь Дэвид Эггерт и два российских виолончелиста, чей невыход в финал наиболее осведомленные слушатели предсказывали заранее.
Серебряную и Бронзовую медали получили Эдгар Моро и Иван Каризна. С одной стороны, неожиданно, если Ангер - куда более зрелый исполнитель - получил лишь четвертую премию. С другой, вполне логично, если исходить из того, что и Моро, и Каризна в равной степени блеснули и в Вариациях Чайковского, и в концертах Шумана и Элгара. Ввиду юного возраста лауреатов, - 17 и 18 лет соответственно - есть некоторые опасения насчет того, до какой степени они смогут развить свой успех и двигаться дальше. Так или иначе, столь высокие премии в их случае выглядят до некоторой степени авансом. Впрочем, всемирно известный пианист Григорий Соколов получил золото на конкурсе Чайковского в 16 лет.
В свою очередь, обладатель пятой премии Умберто Клеричи выходит из конкурсного возраста, и это, возможно, следовало принять во внимание при распределении наград. Хотя в Концерте Шумана - последнем номере последнего виолончельного прослушивания - Клеричи не мог скрыть усталости, он сделал все, что мог. Возможно, оптимальным решением было бы разделить между финалистами одну из более высоких премий, как у скрипачей. Однако теперь остается лишь принять объявленные результаты, вспоминать тот праздник, которым стало соревнование виолончелистов, и надеяться на то, что лучшие из не вышедших финал смогут принять участие в следующем конкурсе имени Чайковского. Последний сюрприз - имя обладателя Гран-при - будет раскрыт в субботу вечером; многие полагают, что это будет именно виолончелист.
Важным событием церемонии награждения стало вручение премии имени Владимира Крайнева: один из самых знаменитых победителей "Чайковского", выдающийся пианист и педагог, он должен был в эти дни быть среди гостей конкурса, однако в апреле Владимира Всеволодовича не стало. Его вдова Татьяна Тарасова поднялась на сцену, чтобы вручить премию Александру Романовскому. На нынешнем конкурсе он занял Четвертое место, а первым его лауреатским званием в 1996 году стал Гран-при (в младшей группе) на Международном конкурсе юных пианистов Владимира Крайнева в Харькове. И если система судейства на XIV конкурсе Чайковского многим казалась непрозрачной, то на эту тему Крайнев говорил следующее:
"Стопроцентная справедливость на конкурсе невозможна: вкусы у всех разные. Разные темпераменты у участников, разные темпераменты у судей. Одному нравится филигранная, ровная игра, пусть и без особой яркости. А другому хочется, чтобы музыкант прыгнул выше головы, хотя бы даже ценой неверно взятой ноты. Конкурс и опасен, и сложен тем, что он сиюминутен; каким бы ни был твой потенциал, это сегодня ты играешь, сегодня тебя оценивают, сегодня ты получаешь премию. Никогда нельзя предсказать, как сложится судьба лауреата, но даже на конкурсах случаются выдающиеся исполнения, спорить с которыми не сможет никто".