Когда верхи не хотят, а низы не могут, - это не революционная ситуация, а всего лишь повод для приватизации. С ее помощью государство и муниципалитеты надеются избавиться от собственности, которая стала им в тягость.
Есть уже проторенный законом путь в этом направлении - открытые акционерные общества. Но небольшие и чаще всего убыточные унитарные предприятия мало привлекают серьезный бизнес, который действует в сфере ОАО. А для малого бизнеса такая организационно-правовая форма, как открытое акционерное общество, слишком обременительна и сложна. Законодатели из Астраханской области, придумали, как решить эту проблему. Они предложили отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий и преобразовывать их в общества с ограниченной ответственностью. Законопроект с нужными поправками в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" был внесен в Госдуму еще в 2008 году. И большей части федеральных депутатов инициатива коллег из региона показалась вполне разумной. "Слава богу, - говорили они, - что есть такой законопроект, что тысячи или десятки тысяч предприятий, плохо управляемых, не имеющих никакой перспективы, не участвующих в реальной конкуренции и поэтому не создающих конкурентоспособные продукты, а лишь паразитирующих на отданном в их распоряжение имуществе, будут переданы, может быть, в более надёжные руки, и собственники будут правильно управлять собственностью".
Однако некоторые думцы отнеслись к идее с подозрительностью. "Если эта собственность действительно плохая, то ее не возьмут ни в качестве акционерного общества, ни в каком другом варианте. А если она хорошая, то ее возьмут, но тогда с чем останется власть? Мы уже переводили унитарные предприятия в акционерные - и потеряли. Так было в жилищно-коммунальном хозяйстве, в культуре так было, с аптеками так было. Поэтому непонятно: зачем ускорять процесс - сейчас отдавать мало-мальски хорошие унитарные предприятия в частные руки? Что получит от этого власть, кроме дополнительной головной боли?", - делился своими сомнениями с думцами депутат фракции КПРФ Владимир Федоткин. Но больше всего противников этого закона пугали слова "ограниченная ответственность" - "приватизируют таким образом какую-нибудь контору и будут только деньги с народа драть, ни за что не отвечая".
Нашлись к законопроекту замечания и у правительства, которое посоветовало внести в текст изменения, позволяющие при принятии решений о преобразовании УПов в ООО исходить из минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. А также предусмотреть такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как продажа долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
Советы были учтены, в конце ноября 2008 года законопроект успешно прошел первое чтение. А потом почти три года ждал следующего. В минувшую пятницу законопроект, разрешающий государственным и унитарным предприятиям становиться обществами с ограниченной ответственностью, был принят в окончательном третьем чтении. Для того, чтобы воспользоваться таким способом приватизации, они должны соответствовать хотя бы одному из параметров предприятия малого бизнеса - по числу работников, например, (не более ста), или по доходам. Но самое важное условие - размер уставного капитала создаваемого ООО должен быть ниже минимального предела, предусмотренного для открытых акционерных обществ (не менее тысячекратной суммы МРОТ- сейчас это около пяти миллионов).
Впрочем, принятый закон допускает и иной вариант приватизации унитарного предприятия - продажу его имущественного комплекса, со всеми долгами, на аукционе. Так что государство или муниципалитет при любом раскладе останется в выгоде. Не в накладе, как полагают законодатели, будет и трудовой коллектив. Поскольку приватизация позволит сохранить производство и работников, трудовые отношения с которыми в соответствии с действующим трудовым законодательством будут продолжаться и при смене собственника. Приватизированное предприятие вправе заниматься теми же видами деятельности, какими занималось унитарное, на основании тех же лицензий и иных разрешительных документов, выданных предшественнику.
А вот ликвидация неэффективного унитарного предприятия стала бы для госвладельца или муниципалитета разорительной. Поскольку нужно было и долги организации погашать, и нести значительные расходы на проведение ликвидационных мероприятий - выплачивать выходные пособия работникам, которых придется уволить, публиковать объявления о ликвидации, оформлять и передавать документы в архив.
Желающий приобрести государственное и муниципальное имущество должен доказать свою состоятельность. К участию в продаже посредством публичного предложения допускаются только те претенденты на покупку, которые внесли задаток в размере десятипроцентной начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже. Если впоследствии выяснится, что покупатель не имел законного права на приобретение госимущества, сделка будет считаться ничтожной.
"Отказ от акционирования мелких и средних унитарных предприятий ускорит темпы реформирования государственного сектора экономики", - полагают депутаты Госдумы, поддержавшие новый закон. У других остается вопрос, смогут ли перешедшие в руки "ограниченно ответственных" предприятия работать более эффективно и с пользой для людей, а не только для себя.