33 ММКФ завершился. Церемония закрытия традиционно прошла в кинотеатре "Пушкинский" и принесла с собой как разочарованные вздохи, так и веру в то, что неординарному кино есть место на экранах, и не только за рубежом.
За несколько часов до закрытия ММКФ президент фестиваля Никита Михалков по уже заведенной традиции подвел предварительные итоги киносмотра. Он рассказал о том, что на повестке дня по-прежнему стоит вопрос о едином фестивальном центре или дворце ММКФ, как Михалков еще называет это пока не существующее здание. Михалков хочет поместить туда музей кино, мечтает о том, что в фестивальном центре будет 10-12 кинозалов, в которых все остальное нефестивальное время будут показывать прокатное кино, там же будет отель, а рядом - парк для прогулок. Но пока вопрос остается открытым. Президент Московского кинофестиваля посетовал и на то, что каждый год фестивальной команде организаторов и отборщиков приходится выигрывать тендер на проведение ММКФ, а из-за этого приглашать картины в конкурс становится возможным только в мае, когда все лучшее уже ушло на другие киносмотры. Однако, несмотря на все трудности, прогресс, по мнению Михалкова, налицо.
- Фестиваль состоялся, причем с определенным ростом, - отметил Михалков. - На 33 ММКФ было показано 380 фильмов, прошло 488 сеансов. Общее количество зрителей за это время - 60 тысяч человек. На 10 тысяч больше, чем в прошлом году. Аккредитовано на ММКФ было 7139 человек, включая 600 иностранных гостей.
По поводу конкурсных картин президент фестиваля высказался так:
- На удивление, уровень конкурсной программы нашего фестиваля был очень высокий. 6-7 картин из основного конкурса могли бы быть показаны на любом фестивале мирового уровня.
А дальше удивлялись гости в кинотеатре "Пушкинский". Во-первых, главному решению жюри. Когда Джеральдина Чаплин, председатель жюри, объявила, что спецприз уходит Сергею Лобану за фильм "Шапито-шоу", ставший уже на середине фестиваля негласным фаворитом публики, зал буквально взорвался аплодисментами. А вот главный приз "Золотой Георгий", врученный режиссеру Альберто Мораису за картину "Волны" (Испания), приветствовали вежливо и сдержано. Да и сам господин Мораис, хоть, наверняка, в душе надеялся на победу, выглядел на сцене растерянным. Правда, собравшись, поблагодарил всех - от Чарли Чаплина до Андрея Тарковского, не забыл упомянуть и свою подругу. Впрочем, растерянность режиссера, видимо, объяснялась тем, что на сцену ему пришлось выходить уже во второй раз. Ранее он получил "Серебряного Георгия" за актера Карлоса Альварес-Новоа, признанного лучшим на фестивале за роль старика, странствующего по воспоминаниям в картине "Волны". История мужчины, заново переживающего под занавес своего жизненного пути события молодости, драматическую жизнь в лагере для беженцев на границе Франции и Испании, охваченной гражданской войной, поразила жюри сильнее, нежели соединение реальности и сюрреализма в смелой картине Сергея Лобана. Хотя последнему в качестве бонуса достался личный номер Джеральдины Чаплин. По крайней мере, актриса заявила о том, что даст свой контакт Сергею, со сцены "Пушкинского", добавив, что мечтает сниматься в его новой картине.
Действуя по принципу "оппозиций крайностей", который программный директор ММКФ Кирилл Разлогов декларировал в самом начале фестиваля, жюри раздавало призы, отмечая ленты радикальные и традиционные. Так, за режиссуру наградили Вонг Чинг По из Гонконга (фильм "Месть. История любви"), снявшего с предельной откровенностью историю серийного убийцы: повествование о любви, смерти и отмщении, смотреть которое отважились только настоящие киноманы и любители азиатского экстрима. Вонг Чинг По и сам - человек экстремальный: считает, что жизнь намного страшнее, чем его картина, а лучшая месть - это прощение. Что кинематограф в Гонконге умер, поскольку творческие комитеты утверждают теперь тематику картин, но продолжает пока существовать в этой системе и представлять миру ленты, парадоксальные и необычные.
Видео: Сергей Куксин |
На контрасте приз за лучшую женскую роль получила Урсула Грабовска, героиня которой в польской картине Феликса Фалька "Иоанна" воплощает традиционный образ жертвенности и милосердия.
По словам председателя жюри конкурса "Перспективы" Миролюба Вучковича, его команда в кино искала свежее дыхание. Новаторской им показалась работа литовского режиссера Саулюса Друнга "Анархия в Жирмунае", получившая "Серебряного Георгия", сценарий которой также написал Друнга, за что и имеет уже награду. Драматургия, безусловно, и есть самая сильная сторона в его киноленте. Саулюсу Друнгу удалось перенести архетипическую судьбу Красной Шапочки в современные реалии Литвы.
В документальном кино лучшей стала картина "В ад и обратно", повествующая о молодом ветеране афганской войны, начинающем мирную жизнь в американской глубинке.
Помимо Урсулы Грабовской в этот вечер на сцене "Пушкинского" были еще две главные героини. Это - Джеральдина Чаплин, которая великолепно шутила и удостоилась чести быть унесенной в зал на руках Михалкова, и Хелен Миррен - настоящая королева британского кино. Впрочем, в Москве Миррен не уставала повторять историю о своих русских корнях, и о том, как ее предок основал в России крепостной театр, и о том, что лучшая нижняя часть ее тела - из России, раз уж она наполовину русская. Какая именно часть тела или крови у Миррен из России не так и важно. Актриса искренне благодарила и Михалкова, и Константина Эрнста, вручавшего ей награду: приз имени Станиславского "Верю". А, представляя картину "Расплата" режиссера Джона Мэддена, которой фестиваль закрывался, как истинная леди говорила не о себе, а о своей коллеге Джессике Честейн: мол, она - это будущее мирового кинематографа.