03.07.2011 18:01
    Поделиться

    Сергей Стадлер: Среди конкурсантов-скрипачей не нашлось достойных первой премии

    XIV Международный конкурс имени Чайковского закончен

    На вопрос, почему не была присуждена первая премия по специальности "Скрипка" член жюри Сергей Стадлер ответил, что не нашлось достойных этой высокой награды.

    Первую премию не присудили в нарушении регламента, который строго предписывал назначать первую премию при любых условиях. Сергей Стадлер по этому поводу заметил, что такое высокое жюри было вправе изменить правило, с чем согласился и председатель оргкомитета Валерий Гергиев.

    Минувший конкурс уже вошел в историю, так как многое было на нем впервые. Впервые прослушивания проходили в Москве и Петербурге, впервые в интернете велась полная трансляция всех конкурсных мероприятий, впервые на конкурсе была применена новая система выставления оценок и подведения общих итогов. Последнее новшество наиболее спорное, поскольку, несмотря на заявленную объективность и беспристрастность, по результатам довольно часто возникало сомнение в соответствии этим принципам.

    Итоги III тура по специальности скрипка стали, пожалуй, действительно объективным решением по отношению к прошедшим в финал участникам. Главным сюрпризом стало то, что Первая премия среди скрипачей вообще не была никому присуждена. Это решение, с одной стороны, прекратило разговоры о том, кого "надо было продвинуть на высшую ступень", но, с другой стороны, навело на грустные размышления, что по непонятным причинам в финале почти не оказалось действительно сильных исполнителей, способных показать высокий уровень стабильной игры.  Пятая и четвертая премия достались американским скрипачам Эрику Сильбергеру и Найджелу Армстронгу, которые, увы, практически провалили свои выступления с большим симфоническим оркестром. Третью премию было решено вручить кореянке Джехье Ли и, наконец, вторую премию разделили между собой петербуржец Сергей Догадин и единственный участник из Израиля Итамар Зорман.

    Оба лауреата второй премии действительно выглядели самыми достойными участниками финала, но у обоих есть некоторые проблемы, которые не позволили им получить высшую награду. Догадин, показав стабильную и крепкую игру, не смог перейти просто конкурсный уровень и вдохнуть в исполняемые произведения то, что позволило бы говорить о нем не только как о сильном конкурсанте, но как уже о состоявшемся артисте, обладающем неповторимой творческой индивидуальностью. Зорман наоборот представил себя блестящим интеллектуалом, берущимся за сложные произведения XX века, но ему не хватило того внешнего лоска и яркой харизмы, которая бы позволила подняться на пьедестал почета.

    Прошедший конкурс при всех его достоинствах и недостатках, быть может, стал одним из симптомов, указывающих на то, что "время героев", в привычном понимании этого слова, ушло. Универсальных артистов, которые могли бы одинаково здорово проявить себя во всех стилях и жанрах, сегодня в мире можно перечесть по пальцам, а пафос чистой романтической мечты в царстве торжествующего прагматизма нелеп и даже комичен. При уровне современных технологий сегодня можно смодулировать практически любую форму, но содержание и суть нельзя просто вызвать по заказу, поскольку они не принадлежат человеку и могут постоянно менять формы. Художественная субстанция слишком тонкая вещь, которую нельзя однозначно запротоколировать, искусство исполнения не оценивается количеством правильных - неправильных нот или быстрым - медленным темпом. Есть некие сущностные, глубинные вещи и именно они привлекают нас прежде всего. История не раз показывала, что в жизни исполнителя конкурс - это один из промежуточных итогов, и нельзя не согласиться со сказанными накануне заключительного прослушивания словами Максима Венгерова: "конкурс - это важно, но главное - как музыкант будет развиваться вне конкурса".

    Поделиться