Когда на улице столбик ползет к +30, многие москвичи решаются спуститься в подземку в час пик лишь при суровой необходимости.
Жаром как из бани здесь обдает еще у входа. На эскалаторах и в вагонах пахнет потом. Одежда у женщин эротично облепляет фигуру, а глаза начинает щипать. "Умереть от духоты можно, неужели нельзя кондиционеры поставить?" - словно читая мои мысли, ропщет в летящем поезде моя взмокшая соседка. "Они только цены знают поднимать на билеты, комфорт пассажиров их не волнует", - вторит ей попутчица. "У метро конкурентов нет, ни на чем другом так быстро не доедешь, спасибо хоть везут", - заступается за подземку третья дама.
Поездка по оранжевой ветке до станции "Теплый стан" по заданию редакции, а затем возвращение обратно - уже по красной и серой веткам закончилась для меня сильнейшей головной болью. Мечта была одна - немедленно принять холодный душ. На мои причитания коллега пожала плечами, мол, ездила я тут по синей ветке, там не жарко. Что и неудивительно, ведь Арбатско-Покровская линия - пока единственная в Москве - полностью оснащена
поездами "Русич", вагоны в которых все с кондиционерами. Таких в столичной подземке бегает сейчас всего 20 процентов от общего подвижного состава. Большая же часть пассажиров по-прежнему вынуждены под землей изнывать от духоты и перегрева.
Конечно, нынешняя жара не идет ни в какое сравнение с прошлогодней, когда температура в тени достигала +39 градусов. В подземке было тоже не слаще, например, на станции "Речной вокзал" воздух прогревался до +32,2, а в среднем до +27. Общество защиты прав потребителей подало даже на метрополитен иск в Мещанский районный суд Москвы с требованием компенсировать пассажирам ущерб, нанесенный им жарой. Суд метро оправдал, так как пришел к выводу, что сделать его руководители для улучшения самочувствия пассажиров в тех экстремальных условиях ничего не могли.
Сейчас в среднем по подземке стоит +25 ( на улице максимум пока было +32). Как пояснил "РГ" начальник Московского метрополитена Иван Беседин, жаловаться на жару в метро бессмысленно, так как там незамкнутая система вентилирования воздуха, рассчитанная на летнюю температуру средних широт России +22,6 градуса. Если же она поднимается выше, производится принудительный воздухообмен с помощью вентиляции. Ночью прохладный воздух интенсивно забирают с улиц и закачивают под землю, чтобы использовать потом днем.
Помимо вентиляции на температуру станции влияет ее возраст и объем пассажиропотока. Так сохранившийся запас охлажденного грунта, окружающего тоннели, понижает температуру, поэтому все глубокие и новые станции более прохладные - "Выставочная", "Достоевская", "Марьина роща"... Чем выше пассажиропоток - тем горячее в подземке. Важна и гидрогеология участков прохождения линий. Хуже прогреваются станции, где грунты обводнены, ведь вода выводит избыточное тепло. Среди таких: Кольцевая, Калининская, Арбатско-Покровская и Каховская линии. А вот на станциях Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Сокольнической и Замоскворецкой линий, по которым чаще всего езжу я, летом более жарко, так как проложены они давно и в сухих грунтах.
Кардинально исправить ситуацию, по словам Беседина, можно закупкой нового оборудования.
- Сейчас для обеспечения воздухообмена на станциях и в тоннелях функционирует 419 вентиляционных шахт, - рассказывает глава метрополитена. - В 30 из них в этом году мы планируем заменить агрегаты, что позволит снизить температуру на станциях и сэкономить потребляемую электроэнергию, что одновременно снизит "накал" в тоннелях.
Да и парк вагонов постепенно меняется. Так, уже в текущем году вся Кольцевая линия будет оснащена "Русичами" с кондиционерами. Приобретет город к декабрю, как пообещал мэр Москвы Сергей Собянин, и первые 16 вагонов самого нового 760-го поезда - уже с климат-контролем, который летом сможет поддерживать заданные +22, а зимой +14, так как люди тепло одеты. В будущем году их добавится еще 360. Но полностью обновить подвижной состав городские власти обещают не раньше 2020 года, слишком дорогостоящее это дело. Ведь один сдвоенный вагон того же "Русича" стоит 72 миллиона рублей, а 760-го - 59 миллионов. В сутки же на линии выходят более 3 тысяч вагонов. Вот и посчитайте, сколько денег надо, чтобы заменить все.
Оснастить же кондиционерами или климат-контролем станции и тоннели подземки, по мнению Беседина, невозможно. Дело в том, что, во-первых, слишком велик забираемый поток воздуха с улицы - в среднем в час перерабатывается более 55 миллионов кубометров воздуха! А действующие вентиляционные шахты под кондиционеры приспособить к новым задачам нельзя. Для этого потребовалось бы дополнительно построить многочисленные подземные и надземные сооружения, оснащенные необходимым оборудованием. Но разве разместишь их при такой-то плотной застройке, как сейчас в Москве?
Справка "РГ"
Самая высокая температура 1 июля была на станции "Сокол" - +28,9 градуса. А самая прохладная - на "Выставочной", где столбик термометра показывал +18,7. Узнать, какая температура на вашей станции, можно, заглянув на страничку московского метро в Интернете.