04.07.2011 15:46
    Поделиться

    В Самарской области прошел фестиваль авторской песни "Платформа"

    Фестивалю авторской песни на Мастрюковских озерах дали новое имя

    Нынешний год стал знаковым в конфликте, связанном с Грушинским фестивалем. Старой поляне, расположенной на Мастрюковских озерах, запретили использовать в названии имя Валерия Грушина. А потому здесь впервые прошел Всероссийский фестиваль авторской песни "Платформа" - параллельно с официальным, на Федоровских лугах. Название придумал лауреат Грушинского фестиваля (а теперь руководитель сцены "О!стров" на Мастрюках) Андрей Козловский. Объясняется оно просто: вблизи Мастрюковских озер расположена станция "Платформа имени Валерия Грушина".

    Старая и новая

    Смена названия, конечно, ничего не изменила. Для тех, кто приезжает в Самарскую область, чтобы послушать любимых артистов, по-прежнему есть "старая" и "новая" Груша. Сами музыканты начали активно мигрировать с одного фестиваля на другой, успевая за четыре дня выступить на обеих площадках. Все смешалось: известная певица Ирина Сурина, зажигавшая на Мастрюках, в этом году стала лауреатом Грушинского фестиваля. А "открытие" прошлогодней Федоровки - ансамбль "Матреха" - в этом году вышел на Гитару (главную сцену) "Платформы".

    - Знаете, первыми комментариями на мой пост в блоге о том, что теперь будет "Платформа", было: делитесь сколько хотите, но для нас как была Груша, так и останется, - говорит заместитель председателя оргкомитета фестиваля на Мастрюковских озерах Виктор Воронов. - Название фестиваля от нас уже не зависит. Народную традицию переименовать невозможно. За 40 лет образовалась очень сильная инерция, которую погасить невозможно - раздавит любого, кто попробует это сделать. Да и гасить незачем. На уровне творческих сил разъединения нет практически никакого. Мы не делимся на фестивали. У нас железная позиция: хочешь - выступай там, хочешь - здесь. Люди, с которыми мы поем 30 лет вместе, в прошлом году были на Мастрюках, в этом - на Федоровке. Живой организм бардовского цеха конфликт организаторов не расколол. И, я думаю, в конечном итоге это срастит все воедино. Тот, кто перестанет ощущать себя единым организмом, просто будет отторгнут.

    Установили антирекорд

    По своей сути, фестивали по-прежнему очень схожи. Даже в количестве гостей: в этом году, видимо, из-за скандального шлейфа, увы, связанного с названием "Грушинский", обе поляны поставили антирекорд по посещаемости - на Мастрюках и Федоровских лугах побывало примерно по 20 тысяч человек. В старые добрые времена количество гостей на едином Грушинском фестивале зашкаливало за 200 тысяч. Видимо, многие любители авторской песни решили выждать, чем закончится противостояние.

    "Платформа", по уже сложившейся традиции, получилась более альтернативной: здесь было больше музыкантов, которых в классическом понимании бардами назвать нельзя. Сюда приехали многие любимцы публики - например, Павел Фахртдинов, группа "Адриан и Александр", называющие свое творчество "музыкой со смыслом". Выступил со своим коллективом именитый гитарист Иван Смирнов, любимые многими барды Екатерина Болдырева, Тимур Шаов, Андрей Козловский.

    Творчество вместо склок

    Обсуждения, касающиеся обоих фестивалей, не утихали весь год. Самой показательной, пожалуй, стала история с бардом Лидией Чебоксаровой, которую пригласили на зимний Грушинский фестиваль в Тюмень. Лидия выступала на Мастрюках, возможно, именно поэтому руководство Грушинского клуба попросило вычеркнуть ее из списка гостей. Либо убрать из названия фестиваля слово "Грушинский". Тюменцы выбрали второй путь, переименовавшись в "Зимний бардовский".

    Осадок от этой истории остался у многих.

    - Все зависит от человека. Если люди хотят скандалить, что-то делить, ссор, драк - это уже их личные качества. И это не имеет никакого отношения к тем, кто приезжает на фестивали, - говорит Чебоксарова. - Тюменцы по-прежнему ездят на Федоровские луга. Потому что верят в то, что организаторы того фестиваля правы в конфликте между полянами. Но никто не хочет ссориться друг с другом. Имя Грушина невозможно истребить с территории Мастрюков - мы по-прежнему чтим его память, но просто теперь не объявляем об этом официально. Дело не в названии, а в традиции, товарищеском духе. Нужно не склочничать, а заниматься музыкой, творчеством.

    Стремление к объединению

    Несмотря на противостояние, фестивали все же потихоньку сближаются. Хоть прогнозировать, что будет дальше, по-прежнему сложно.

    - На "Платформе" мы начинаем промо-кампанию художественного фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой". Я попросил своих сопродюсеров, чтобы она началась именно здесь. У руководства фестиваля тоже были идеи насчет отца, и вот так это соединилось в одно, - рассказал сын знаменитого актера и музыканта Никита Высоцкий. - Я не выбирал, кто лучше, кто хуже. Более того, мне позвонили и сказали, что будет программа, связанная с отцом на Федоровских лугах, и я поеду туда. Мне кажется, что это разделение все же далеко это не зайдет, и рано или поздно фестиваль все равно соединится. Не мне об этом судить, и не мне мирить людей… Но Высоцкий востребован на обоих фестивалях.

    Впрочем, есть и иное мнение - что разделение было неизбежным.

    - Возможно, фестиваль стал слишком грандиозным, неуправляемым, и, вероятно, поэтому этот социальный организм отпочковался, - считает Виктор Воронов. - Ведь Грушинский - это не мероприятие в общем понимании этого слова. Взять, к примеру, фестиваль "Рок над волгой" - это четко спланированное, спродюсированное, раскрученное административным ресурсом мероприятия. Качественно другой проект. А Грушинский фестиваль возник снизу, его никто не придумывал. И разобраться сегодня, кто был первоисточником, сложно. Я знаю не менее десяти разных версий. У всех разные воспоминания.

    - Лично для меня выбора - уходить или не уходить, не было, - говорит Андрей Козловский. - Я раз десять сорвал свой голос на Мастрюках. Я его здесь оставил - этим деревьям, лесу, речке. И просто никогда не перенесу свою внутреннюю родину за 12 километров, на другую поляну. Что бы ни было дальше.

    Поделиться