El Mundo (Испания)
Даниэль Утрилья
Я не боюсь собственной свадьбы (с достаточным количеством водки в организме я могу представить себя перед алтарем).
С тех пор, как я живу в Москве, чего я действительно боюсь, так это чужих свадеб. А из всех чужих - прежде всего русских. Если я совершу над собой усилие и вспомню о русских свадьбах, на которых мне довелось побывать, то вижу себя глупо прыгающим с кроличьими ушками на голове вместе с еще полдюжиной гостей в костюмах. Почему? Да потому, что главными действующими лицами на русской свадьбе отнюдь не являются жених с невестой. Главными лицами на свадьбе выступают приглашенные, которые выдвигаются на первый план по воле тамады.
Тамада - это некая смесь дворового острослова и электронной ударной установки (по скорости, ритму и надоедливости, с которыми он докучает участникам застолья). Тамады беспощадны по своей сути. В течение шести-семи часов (а время на русских свадьбах течет очень медленно) он вовлекает гостей в какую-то безумную вереницу игр, конкурсов и танцев ради развлечения новобрачных. Присутствовать в качестве гостя на русской свадьбе - это все равно что участвовать в забеге под лозунгом "Если б знал, то не пришел", где главной наградой является его скорейшее окончание. Потому что это нельзя назвать коллективной радостью. Это принудительная радость в коллективе. Не пытайтесь договориться с тамадой о том, чтобы он оставил вас в покое. Достаточно сказать на ухо ("не втягивай меня в свои игры, я тебя очень прошу"), и ваше имя тут же прозвучит в микрофоне, а через несколько мгновений ты уже будешь прыгать с кем-нибудь наперегонки с одетым на ноги мешком. Я вспоминаю грузного гостя, который никак не хотел вставать со своего места и пролезть через обруч тамады. Он делал вид, что его это как бы и не касается. Я восхищался его каменным спокойствием, которое мгновенно улетучилось, когда тамаде удалось напялить ему на голову парик блондинки и заставить детским голосом кого-то изображать. Вначале ты пытаешься воспринимать все это в положительном ключе, думая, что участие в этой веренице бессмысленных игр поможет глубже познать русскую душу, однако в итоге ты даже не можешь узнать самого себя (танцевать вприсядку в казачьих шапках может оказаться особенно вредным для самооценки). Однако не стоит слишком уж жаловаться, потому что раньше, как рассказывают, свадебные гуляния длились три дня...
Другим элементом, который продлевает мытарства иностранного гостя, попавшего на русскую свадьбу, являются тосты. Продолжительностью тостов измеряется значимость свадеб в России. Я был свидетелем тостов, которые произносились в течение более десяти минут. Это уже были даже не тосты, а свадебные речи. А если иностранец заявит, что не говорит по-русски, то его заставят выступить на своем родном языке. Подобного театра безумия я увидеть не ожидал. Привычный образ "холодного и сдержанного" русского расплывается на свадьбах подобно мороженому, которое подают на десерт. Особенно, когда гости танцуют вокруг стола, изображая паровозик и периодически выкидывая ноги в стороны... В какой момент истории возник тамада? Это Сталин придумал?
Из статьи "Национальные особенности русской свадьбы" (www.inosmi.ru)