Лев Дуров, актер:
- А, вообще-то, почему мы так привыкли разделять - эта работа для мужчин, а эта для женщин? Знаете, как дома: есть мужские обязанности, а есть женские? В моей семье никогда не было "мужской и женской" работы. Я все умею делать - я и посудомойка, я и готовить могу, и полы помыть, - все, что угодно...
Но это такое мое вступление, шуточное. А если серьезно, я считаю, что женщин должно быть много. И в бизнесе, и в политике, и в науке. И это хорошо. Потому что женщины все-таки гораздо тоньше, они более восприимчивы к чужой боли, острее воспринимают всякие негативные моменты нашей жизни, чем мужчины. Мужчины народ жестковатый, - мы, так сказать, бойцы. Мы прем, мы настаиваем на том, что нам сейчас кажется единственно правильным. Поэтому женщины с их мягкостью и с более глубоким видением жизни в принятии каких-то важных и трудных решений могут быть точнее и дальновиднее нас.
А вот вам пример женщины во власти. Общался не раз с Людмилой Ивановной Швецовой, нашим вице-мэром, по довольно болезненным вопросам - отнеслась замечательно, с полным пониманием. И хотя разговор был достаточно жестким, без сантиментов приняла правильное, справедливое решение.
Гибкость - это все же черта женского характера, мужчинам присущая гораздо реже и в меньшей степени, они более прямолинейны. Я даже по себе знаю: иногда бываю с кем-то настойчив до агрессивности, потом, остыв, думаю: "А ведь был не прав...", а уже поздно - "квас уехал". И думаю, что в таких ситуациях на моем месте женщина обязательно нашла бы какой-то компромисс, не доводя все до кипения.
Я вообще думаю, что ни в уме, ни в душевности, ни в других качествах женщинам не только не откажешь, но даже и прибавишь. А такой расхожий стереотип про особый "мужской ум" - это просто ерунда. К тому же женщины более выносливы. В какой-то трудной жизненной ситуации первыми ломаются кто? - Мужики! Женщины и гораздо терпеливее и терпимее. Если мужчина просто уколет палец, он уже визжит, как поросенок. А выносливость, терпимость, умение слушать - и в политике качества неоценимые.
Ну а уж о силе женского обаяния и говорить нечего - одно дело прийти на прием к какому-нибудь брутальному жлобу, от которого зависит твоя судьба и который сидит в кресле за столом напротив тебя, набычившись, а другое - когда тебя сочувственно выслушивает изящная женщина. И даже если в конце она принимает нежелательное для тебя решение, она сумеет это сделать так, что ты уйдешь без обиды, а это очень важно - уйти от человека без обиды. Знаете, как от врача больной уходит: если доктор провожает его из кабинета со словами: "ничего, хорошо, что вовремя обратились, будем лечиться...", - он настраивает пациента на позитивный лад. А если врач вам говорит "Что ж вы так поздно спохватились, о чем раньше-то думали? А мы - лечи вас теперь!", - тут уж, считай, сломался окончательно. Так что пусть будет больше женщин во всех кабинетах - и в самых-самых высоких тоже.
Леонид Млечин, автор телецикла "Женщины, мечтавшие о власти":
- Во-первых, власть у женщин уже есть, хотя выражается она по-разному. Личная жизнь политиков не отличается от личной жизни обычных людей. Есть две категории жен политиков. Одна считается идеалом. Это женщина, которая демонстративно не вмешивается в политические или какие-то другие дела мужа и берет на себя все домашние обязанности, обеспечивая его душевным уютом, спокойствием и комфортом. Примеры - это жены Брежнева и Хрущева, которые полностью освободили своих супругов от семейных обязанностей, воспитывали детей.
В Соединенных Штатах такими были жены президентов Никсона и Джонсона. Впрочем, есть другая категория первых леди: женщины, наделенные сильным политическим темпераментом, в более удобной ситуации они сами бы стали руководить страной.
Самый характерный пример - это, конечно, Хиллари Клинтон. Изначально с мужем они решали: у кого удастся первый шаг, тот будет добиваться поста президента. Первый шаг удался у Билла, но Хиллари играла колоссальную роль, подталкивая мужа.
У нас такой была Раиса Горбачева. Помимо того, что она всю жизнь была необыкновенно привлекательна для мужа и создавала ему необыкновенный личностный комфорт. И это его поддерживало. Она сама была наделена колоссальным политическим темпераментом, просто у нее не было возможности развернуться и ей пришлось удовлетвориться должностью члена президиума советского фонда культуры. Но нашему обществу такие энергичные жены первых лиц почему-то не очень нравятся.
Нынешние супруги мужчин, облеченных властью, научены опытом своих предшественниц и понимают, что равенства мужчин и женщин в современном мире все равно еще нет, поэтому ищут себе такое место: быть заметными, но не производить впечатление амбициозных, быть близкими к власти, но не становиться самой властью, а стараться держаться подальше от политики, понимая, что иначе это навлечет на нее критику и ухудшит отношения с мужем.
Роль современной первой леди состоит в том, чтобы составить мужу такое окружение, в котором ему будет комфортно.
Но жены при власти очень влиятельны. Классический случай - жена президента США Рональда Рейгана, которая говорила, что не интересуется политикой и все так думали, а на самом деле это была женщина, к которой Рейган всегда прислушивался, в частности, она оценивала его сотрудников и если кто-то не нравился, то немедленно вылетал.
Влияние женщин на мужчин очень сильно. Не обязательно эти женщины должны занимать высокий пост.
При этом я не думаю, что стремление женщин к карьере ведет к тому, что семья рухнет. Ничего подобного, она сохранилась, но несколько изменила свою форму: это часто неоформленный и нерелигиозный брак. Семья всегда будет, потому что в ней заключено что-то абсолютно необходимое человеку.