По мнению директора аналитической компании Cegedim Strategic Data, председателя экспертного совета по здравоохранению общественной организации "Деловая Россия" Давида Мелик-Гусейнова, изменяющееся нормативно-правововое пространство в период бурного становления отрасли привносит определенные сложности в бизнес-ориентировании и тормозит развитие инвестиционного потенциала российской медицины.
Российская газета: Давид Валерьевич, в чем, по вашему мнению, заключаются проблемы современного российского здравоохранения?
Давид Мелик-Гусейнов: В столкновении двух взаимодополняющих сил - бизнес-интереса компаний: фармацевтических, медицинских, которые стремятся в этой сфере, разумеется, заработать, и, с другой стороны, социальной ответственности государства. Наверное, такая практика характерна и для других отраслей. Но медицина, впрочем, как и образование, очень чувствительны к чрезмерному регулированию. Гораздо чувствительнее, чем те же "оборонка" и "нефтянка". Именно поэтому все нововведения, в том числе нормативно-правовые, подвергаются сегодня очень серьезному обсуждению и критике.
В последние годы в России мы фиксируем те же самые тенденции, которые происходят во всем мире: концентрации рынков, рост цен, торможение темпов НИОКРа и т.д. Бизнес укрупняется, компании сливаются. Однако российский пример отличается от мирового тем, что маржинальность, то есть доходность от работы на локальном рынке, заметно падает. Это происходит в России в то время, когда растет доходность "мировой фармы". Большие мультинациональные корпорации не стесняются высоких показателей и демонстрируют их в своих финансовых отчетах.
Но эти показатели несут в себе и социальный статус. Получив доход, фармкомпания реинвестирует его в создание новых молекул, новых технологий. Благодаря этому появляются новые лекарства, а следовательно, надежды больных людей, особенно социально важными неизлечимыми заболеваниями, оправдываются.
С другой стороны, государство стремится навести более-менее полноценный порядок в системе здравоохранения, но ему, я полагаю, не хватает менеджеров. В бизнесе они есть, а государство по сути та же бизнес-модель. И там тоже должны быть управленцы. Бизнес под названием "государство", к сожалению, сегодня здорово хромает на обе ноги.
РГ: Получается, у нас нет единой стратегии?
Мелик-Гусейнов: Да, до настоящего времени не принят основной документ, который рассказал бы нам о том, куда же наше здравоохранение движется. Есть концепции развития демографической политики до 2025 года, развитие фармпромышленности до 2020 года, есть много фрагментов других стратегий, которые имеют какое-то отношение к здравоохранению. Но все эти документы никак не увязаны со стратегией развития самого здравоохранения. Полноценного документа как такового (хотя его уже лет десять как обсуждают) в России нет.
Получается, что мы все куда-то идем, а куда - не понятно. Что хочет наше государство в итоге получить? Здоровое население? Снижение смертности? Уменьшение случаев инвалидизации россиян? Сделать дешевыми медикаменты? А может, государство улучшит страховую систему медицинского обслуживания? Много вопросов, и, скорее всего, все они являются целевыми. Но почему их тогда не положить в единый документ и не утвердить его на национальном уровне? Ведь всем тогда станет понятно, какую систему мы строим.
В моем понимании, охрана здоровья - это не только лекарства, медицинские услуги, дорогостоящая аппаратура, но целая система высококлассных специалистов, система образования, система принятия решений, формирование стандартов оказания медицинской помощи. Все эти направления существуют в своих собственных плоскостях, живут собственной жизнью, работают сами по себе, а объединяющего вектора, к сожалению, нет. Такую ситуацию надо срочно исправлять!
РГ: И каким образом это можно сделать?
Мелик-Гусейнов: Во всяком случае, не волюнтаристски. Не надо "брать под козырек" чиновнику-регулятору, которому поручат сформулировать эту стратегию. Ее мало написать и представить на утверждение. Нужно комплексное стратегическое понимание и согласие всей отрасли, всех заинтересованных в ней лиц. От бизнеса до, условно говоря, пациента. Последний, кстати, вовсе исключен во многих вопросах из системы принятия решения. За человека решают, чем и как его лечить, сколько ему денег положено в том или ином случае. Абсолютно неправильный подход, когда идут от бюджетных возможностей, распределяя "каждой сестре по серьге", а не из реальных потребностей. Именно поэтому наша система здравоохранения недофинансирована примерно в три раза. Тратится примерно 1 триллион 200 миллиардов рублей на все расходы, включая зарплаты врачей, закупку медицинского оборудования. А на самом деле требуется в три раза больше.
РГ: Должно измениться и лекарственное обеспечение?
Мелик-Гусейнов: Оно сегодня в России далеко от совершенства. Подавляющее большинство покупок лекарств осуществляется в коммерческом сегменте. Человек приходит в аптеку, расплачивается за лекарство из собственного кармана. Зачастую выбирает лекарство подешевле. Так происходит только в странах третьего мира - Гондурасе, Конго. Нет заинтересованности у государства в том, чтобы человек быстрее выздоровел, быстрее встал в строй, стал экономически активным.
Не надо изобретать велосипед, ломая голову, как нам полноценно обеспечить россиян необходимыми медикаментами. Эти принципы уже разработаны. Нужно просто изучить опыт других стран. Мы это уже делаем не первый год. К моему сожалению, можно с уверенностью констатировать, что здравоохранение в России - бездонная бочка, в которую "вбухиваются", извините за выражение, миллиарды и миллиарды рублей. В итоге - полное отсутствие нужного эффекта. А ведь для рачительного хозяина каждый вложенный рубль должен возвращаться.