Порядка 20% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации приходится на траты муниципальных образований. Это означает, что если всерьез рассчитывать на успех таких общегосударственных инициатив, как программа повышения эффективности бюджетных расходов или планов, связанных с модернизацией экономики за счет использования бюджетных средств, необходимо тщательно отслеживать ситуацию с управлением финансами на местах.
Один из наиболее очевидных способов выявить лучший опыт в данной сфере - проведение общероссийских конкурсов. Так, несколько лет подряд минфин проводил среди субъектов и муниципальных образований конкурс на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, а в настоящее время министерство организует конкурс на лучшую программу повышения эффективности бюджетных расходов. Собственный конкурс муниципальных образований ежегодно проводит и министерство регионального развития.
Однако примечательно, что официального конкурса, который был бы специально посвящен бюджетным вопросам, не существует. Этот своего рода пробел несколько лет назад восполнил журнал "Бюджет", учредив совместно с Сообществом финансистов России для муниципальных районов и городских округов ежегодный конкурс "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами". Впрочем, такое начинание не могло обойтись без участия органов государственной власти. Конкурсная комиссия формируется таким образом, чтобы в ее работе принимали участие ключевые эксперты от власти в области государственных и муниципальных финансов (представители министерства финансов, Государственной Думы, Совета Федерации).
Несмотря на то что конкурс по своему статусу безусловно общественный и предоставление каких-либо грантов для победителей не предполагается, его идея оказалась вполне плодотворной: начиная с 2007 года, когда был объявлен первый конкурс, через него прошла практически пятая часть всех существующих в стране городских округов и муниципальных районов из едва ли не всех субъектов РФ. Причем, если посмотреть на списки победителей за эти годы, окажется, что среди них отнюдь не только крупные города, но и муниципальные образования довольно скромных размеров.
И действительно, качество управления финансами отнюдь необязательно связано напрямую с объемом ресурсов, которыми располагают публичные органы. Взять хотя бы призеров последнего, четвертого конкурса, который проводился по итогам 2010 года и результаты которого были обнародованы 10 июня 2011 года в Москве. Помимо Барнаула и Магнитогорска (1-е место), Сыктывкара и Читы (2-е место), в число призеров попали Сафоновский район Смоленской области (1-е место), Белорецкий район Башкирии и Тетюшский район Татарстана (2-е место), а также Минусинск Красноярского края, Муром Владимирской области, Томский район Томской области и Добринский район Липецкой области (3-е место). К слову, помимо трех призовых мест, были выявлены победители в пяти номинациях - и здесь небольшие муниципальные образования проявили себя не менее ярко.
"Система показателей, которую использует конкурсная комиссия, позволяет оценить, как растут налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований, как они управляют своими расходами, какая работа проводится в сфере организации предоставления муниципальных услуг, - поясняет директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Лариса Ерошкина, возглавляющая конкурсную комиссию. Важно, что подготовка материалов для конкурса позволяет муниципальным образованиям самим оценить качество проделанной за год работы".
По словам организаторов, к четвертому конкурсу система оценки конкурсантов существенно изменилась. Она была переработана таким образом, чтобы учесть важнейшие тенденции реформирования системы общественных финансов в стране: переход на программные принципы формирования бюджетов и другие мероприятия, связанные с принятием программы повышения эффективности бюджетных расходов, реформы бюджетных учреждений и системы оказания муниципальных услуг и т.д.
Конкурсная комиссия получила возможность проанализировать целый спектр показателей деятельности местных властей. Например, оценить, какова доходность переданного в аренду имущества муниципального образования, насколько велика в местном бюджете доля инвестиционных расходов, растут или сокращаются расходы на содержание органов местного самоуправления, активно ли создаются в соответствующем муниципальном образовании автономные учреждения, каково количество муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, равномерно ли исполняется бюджет, качественно ли власти управляют муниципальным долгом, и многое другое - всего таких показателей около 60.
Всего на участие в конкурсе было подано более 170 пакетов документов. Организаторы, которые, кстати, уже объявили о проведении в 2012 году очередного конкурса, рассчитывают, что активность муниципальных образований будет только расти.