Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациив части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию", который призван защитить права акционеров на информацию. Наиболее важной новеллой является наделение акционеров правом требовать от акционерного общества доступа к документам хозяйственных обществ, находящихся под его прямым или косвенным контролем и, соответственно, введение обязанности общества обеспечить акционерам такой доступ.
Сегодня, как рассказал Виталий Каверин, руководитель отдела внутреннего учета ИГ "Норд-Капитал", закон в полной мере не защищает простых акционеров и не наделяет их правами требовать от акционерного общества доступа к документам тех обществ, которые находятся под его контролем. "На практике часто получается, что создается "белая" материнская компания - само акционерное общество, в которой все отлично и в правовом плане, и в плане налогообложения, но сам основной бизнес переносится в другую плоскость, в область своих дочерних структур, где и происходит "самое интересное", а главное, прозрачность самого процесса сводится на нет, - пояснил эксперт. - Перед простым акционером опускается железный занавес".
По словам эксперта, если на законодательном уровне этот механизм реально заработает, то бизнес будет более прозрачным, публичным и тем самым открытым для потенциальных инвесторов. "Для фондового рынка это будет позитивным моментом, ведь чем больше открытых компаний выйдет на рынок, тем больше будет его капитализация и тем самым он будет более привлекательным как для российских инвесторов, так и для зарубежных. Но нужно будет время, чтобы оценить значимость данной инициативы", - заметил Виталий Каверин.
По мнению Эдуарда Олевинского, председателя совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", предлагаемые поправки давно назрели - их принятие можно только приветствовать. Некоторое сожаление у эксперта вызывает только предлагаемое удлинение и без того немаленьких сроков созыва акционерного собрания, которое проводится по требованию акционеров. "Едва ли исполнительные органы так опасаются лишней встречи с акционерами и с такой тщательностью готовятся к собранию, что его нужно отодвигать еще на две недели", - заметил Эдуард Олевинский.