Минэнерго России является одним из организаторов технологической платформы "Глубокая переработка углеводородных ресурсов". К основным ее задачам относится создание комплекса новых технологий глубокой переработки углеводородного сырья и модернизация на его основе химических, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Планируется, в частности, рассмотреть новые технологии по переработке попутного и природного газа и тяжелых видов нефти для производства моторных топлив высокой чистоты, а также сырья для нефтегазохимии.
О планах отрасли по переработке углеводородных ресурсов "РБГ" рассказывает заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов.
- Сергей Иванович, какие проблемы стоят перед российской нефтегазохимией?
- Ключевая структурная проблема российской нефтегазохимической отрасли - дефицит мощностей для производства мономеров. Она формируется под влиянием целого комплекса факторов, которые характерны для большинства сложных производств. Отечественных нефтехимических предприятий мало, все они достаточно мелкие, их основные фонды устарели и не справляются с предельным уровнем загрузки. Неразвитая инфраструктура накладывает определенные ограничения по транспортировке нефтегазохимического сырья и экспорту его дополнительных объемов на сопредельные рынки. Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере технического регулирования нефтегазохимии, недостаточная эффективность инвестиционного процесса и неразвитость внутреннего рынка препятствуют притоку капитала в отрасль.
- В рамках развития нефтегазохимии предстоит реализовать несколько инвестиционных проектов по строительству и расширению перерабатывающих мощностей и созданию трубопроводов. Расскажите о них, пожалуйста.
- Предложенный нами план развития отрасли основан на кластерном подходе. Все инвестиционные проекты будут реализованы в рамках шести нефтегазохимических кластеров по географическому признаку: Западно-Сибирском, Поволжском, Каспийском, Восточно-Сибирском, Северо-Западном и Дальневосточном. Базой каждого кластера станут крупные пиролизные мощности, вокруг которых будут построены производства пластиков, каучуков, а также предприятия по изготовлению конечных изделий из продуктов нефтегазохимии.
Для более полного и эффективного освоения нефтегазохимического сырья рассматриваются несколько проектов развития продуктопроводной инфраструктуры. В их число входят: проект ОАО "Сибур Холдинг" по строительству трубопровода для широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ-провода) "Южный Балык - Тобольск"; продуктопровод "Хорда", который "Сибур" строит совместно с ТНК-ВР; продуктопровод "Череповец - побережье Балтийского моря", в строительстве которого участвуют "ТрансВалГаз", "Газпром" и "Сибур", а также ШФЛУ-провод "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" компании "ТАИФ".
Если говорить о степени проработки проектов, то по проекту строительства ШФЛУ-провода "Южный Балык - Тобольск" ведется разработка проектной документации. В рамках проекта "Хорда" завершена подготовка технико-экономических обоснований и осуществляется детальная оценка ресурсной базы, по проекту строительства продуктопровода "Череповец - побережье Балтийского моря" проходит тендер по выбору подрядчика на разработку обоснования инвестиций. Что касается строительства ШФЛУ-провода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье", то здесь идет разработка технико-экономического обоснования, которое планируется завершить в конце июля 2011 г.
В случае реализации всех нефтегазохимических проектов ежегодный вклад в ВВП Российской Федерации по всем кластерам составит около 650 миллиардов рублей. Ввод новых мощностей запланирован на период с 2013 по 2020 год.
- Какими вы видите эти кластеры в идеале?
- Во-первых, в идеале в состав кластеров должны входить все заявленные в плане проекты по производству продуктов пиролиза и крупнотоннажных полимеров. Во-вторых, кластеры должны включать развитую переработку этих полимеров в конечные изделия.
Для их эффективной работы потребуется своевременно реализовать предложенные Министерством энергетики РФ меры господдержки нефтегазохимической отрасли. Помимо этого, возможно, нам потребуется скорректировать законодательство с помощью поправок в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" и принятия отдельных нормативных актов. Рассматривается также вариант принятия отдельных нормативных актов без внесения поправок в упомянутый закон. Необходимо также совершенствование технического регулирования и изменение стандартов потребления конечной продукции отрасли.
При этом переход к рынку должен быть достаточно спокойным, без "шоковой терапии". Думаю, отрасли не обойтись без специальных программ долгосрочного кредитования под сниженную процентную ставку и государственные гарантии; без "налоговых каникул", предусматривающих снижение или отмену отдельных видов налогов на время окупаемости проектов, без поддержки экспорта в интересах российских производителей. В сфере внешнеторговой деятельности Минэнерго России предлагает разработать стратегию по регулированию экспорта и импорта сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтегазохимической продукции.
- Достаточна ли для создания кластеров отечественная научная и образовательная база?
- По отдельным технологиям - да. При этом существует экспертное мнение, что развивать собственные технологии по всем направлениям производства полимеров нецелесообразно - зачастую это намного дороже, чем покупать готовые импортные технологические решения. Поэтому для системного развития отрасли, особенно для производства крупнотоннажных пластиков, таких как полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид (ПВХ) и другие, потребуется привлекать иностранные технологии.
- Какие уже действующие перерабатывающие предприятия могут выступить "центрами кристаллизации" производств в этих кластерах?
- Создавая кластеры, мы, конечно, должны учитывать уже сформировавшийся экономический ландшафт. Именно поэтому, как вы образно заметили, "кристаллизация" будет происходить вокруг действующих предприятий, имеющих достаточный потенциал для дальнейшего развития. В Поволжском кластере это "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез", "Сибур-Нефтехим", "Газпром нефтехим Салават". В Каспийском кластере таким центром является "Ставролен", в Западно-Сибирском - "Тобольск-Нефтехим", в Восточно-Сибирском - Ангарский завод полимеров и "Саянскхимпласт".
- Сколько и каких мощностей предстоит еще возвести и реконструировать?
- В период до 2020 года компании планируют ввести в эксплуатацию семь крупных пиролизных производств и одно крупное производство по дегидрированию (то есть отщеплению водорода от молекул органического соединения) пропана. Совокупная мощность семи указанных пиролизных производств по этилену составит более 7 млн т в год. В настоящее время в РФ действует лишь одна крупная пиролизная установка мощностью 600 тыс. т в год - на ОАО "Нижнекамскнефтехим". К 2020 году планируется увеличить объемы производства на этом предприятии до 2 млн т этилена в год. Кроме того, к 2013 году планируется ввод установки мощностью 500 тыс. т по пропилену на предприятии "Тобольск-Полимер", а к 2016 году - установки мощностью 700 тыс. т по этилену на "Газпром нефтехим Салават".
В этот же период планируется ввод новых установок на Саянском и Каспийском горно-химических комбинатах. Их мощность составит 610 и 600 тыс. т соответственно. К 2017 году запланирован ввод установки мощностью 1,2 млн тонн на предприятии "Тобольск-Нефтехим". А после 2017 года могут быть введены в эксплуатацию мощности на Балтийском побережье, которые смогут производить суммарно более 3 млн т этилена в год. Основные источники финансирования - собственные средства компаний, а также привлеченные средства отечественных и зарубежных банков.
- Как может повлиять развитие газонефтехимии на количественное и качественное изменение объемов экспорта продуктов переработки?
- Без сомнений, оно приведет к увеличению объемов глубокой переработки сырья. А это одна из стратегических задач отрасли. Отечественные предприятия станут более конкурентоспособными на мировом рынке, возрастет экспорт высококачественной полимерной продукции, и прежде всего крупнотоннажных полимеров - полиэтилена и полипропилена.