За последнее время наблюдается серьезный прогресс в экономических обсуждениях: от дискуссий о необходимости модернизации российской экономики удалось перейти к практическому обсуждению, как добиться этого. Правда, этап обсуждения "нужна ли нам модернизация, а если нужна, то какая" на самом деле очень важен. Государство и бизнес пришли к консолидированной позиции: модернизация нужна всем, модернизировать нужно все составляющие экономической и социальной сферы. Причем, бизнесу и государству придется идти на определенные издержки для ускорения трансформации экономики в современную, инновационно активную. Об этом "Российской бизнес-газете" рассказал глава РСПП Александр Шохин.
Александр Николаевич, какими темпами идет модернизация российской производственной базы?
Если сравнить данные Росстата по полностью изношенным основным фондам в коммерческих организациях, то картина будет довольно позитивной. Доля полностью изношенных основных фондов за последние годы упала, так что модернизация идет и даже статистически наблюдаема.
При этом для некоторых видов экономической деятельности ситуация с одной стороны лучше, с другой - хуже. Пример - у компаний сектора "транспорт и связь" показатели по 2009 году (за исключением зданий) лучше средних: для машин и оборудования доля полностью изношенных основных фондов составляет 15,2%, для сооружений - 5,1%. Но если сравнить показатели с 2003 годом, налицо ухудшение ситуации.
Показатель степени износа основных фондов также подтверждает актуальность модернизационных задач.
На новых станках должны работать новые кадры... Как должна проходить модернизация образования?
Нехватка квалифицированного персонала - самый значимый ограничитель для развития компаний и в прошлом году, и в ближайшей перспективе. Даже уровень фискальной и страховой нагрузки пугает компании меньше, чем кадровый голод. Исключение - кризисный 2009 год, когда наличие или отсутствие работников было не самым критичным фактором выживания предприятия.
Многое уже сделано для формирования национальной системы квалификаций и профессиональных стандартов. Однако многое еще предстоит сделать, как и в части улучшения условий участия бизнеса в модернизации образования, включая налогообложение имущественных и денежных вложений работодателей в профессиональное образование. Оно должно включать финансирование базовых кафедр и учебных заведений без привязки к "своим" работникам или "чужим" учащимся.
Ну как тут не обойтись без модернизации финансовой системы...
Компании оценивают ограниченный доступ к финансовым ресурсам как одно из главных препятствий для своего развития в ближайшие годы.
Российский рынок акций остается одним из самых недооцененных среди как развитых, так и развивающихся рынков. Банковский сектор в ближайшей перспективе столкнется с рядом проблем, в том числе структурных. Кредитная активность восстанавливается недостаточно быстрыми темпами.
По данным минэкономразвития, за январь-апрель 2011 года объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, снизился на 0,1%. А их доля в активах банковского сектора уменьшилась с 42,6% до 42,4%. За этот же период, по данным отчетности кредитных организаций, объем просроченной задолженности по этим кредитам увеличился на 4,5%.
Как стимулировать технологический рынок?
В России уже создана обширная инфраструктура поддержки модернизации производства и развитию инновационной экономики. Сюда можно отнести и технопарки, и технико-внедренческие зоны, и отдельный большой проект Сколково и Российскую венчурную корпорацию, и Роснано.
Но одним из самых интересных примеров реализации на практике заявленной политики модернизации российской экономики являются научно-технологические платформы (НТП).
Данный инструмент развития и стимулирования технологического рывка был апробирован в ряде европейских стран и уже доказал высокую эффективность. Они являются новым вариантом использования механизма государственно-частного партнерства, что необходимо для активизации исследований и разработок. Основа партнерства - единое понимание ключевых участников сектора экономики по основным проблемам и задачам технологического развития в рассматриваемой области, включая общее видение поставленных целей, основных механизмов и мер, направленных на достижение этих целей.
К 2010 году в России сложился внятный запрос на формулирование государством своих долгосрочных целей. Так, по итогам ежегодного опроса РСПП "О состоянии делового климата в 2010 году" проблема отсутствия ясных целей и ориентиров развития страны попала в топ-6 проблем, волнующих предпринимателей, впервые набрав более 40%.
Откликом на высказанную бизнесом потребность в четком позиционировании государства, стало не только формирование стратегических документов (пока не принятый проект Инновационной стратегии до 2020 года), но и конкретных, весьма практичных программ, включая проект по развитию НТП в России.
1 апреля 2011 года решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был утвержден перечень технологических платформ, состоящий из 28 программ, распределенных по 11 направлениям.
С уверенностью можно утверждать, что данный механизм кооперации государства, бизнеса и научных организаций находит поддержку у бизнес-сообщества. Когда РСПП опрашивал своих членов, почти все участники опроса выразили уверенность в возможности успешного внедрения системы НТП в России, и были готовы принять участие в аналогичных проектах.
Несмотря на высказанный оптимизм, существует ряд обстоятельств, которые могут стать препятствиями на пути реализации данной амбициозной программы. В частности, барьерами для развития системы научно-технологических платформ могут стать недостаток финансовых средств, в том числе ограниченные возможности предприятий наукоемкой промышленности (более половины опрошенных); отсутствие реальной, а не декларируемой заинтересованности государства в реализации подобных проектов; коррупция; а также дефицит кадровых и научных ресурсов.
Здесь стоит остановиться на двух факторах. Во-первых, несмотря на опасения о недостатке финансовых средств на реализацию предложенных программ, предприятия готовы частично финансировать НТП, в которых будут лично заинтересованы. В среднем уровень финансового участия бизнеса определен в размере 30-50%, хотя ряд компаний готов взять на себя до 60% расходов. Таким образом, компании готовы не только на словах поддержать данную инициативу, но и непосредственно взять на себя часть расходов по разработке и продвижению интересных им технологических платформ.
Второй немаловажный фактор - риск "декларируемости" данной инициативы. Создание эффективно работающего института в российских условиях, почти полностью заимствованного без адаптации к нашим реалиям, является сложной задачей, требующей в том числе высокого профессионализма и компетенции от чиновников.
Что в сфере модернизации больше всего интересует бизнес?
Наиболее правильный подход формирования направлений модернизации, технологического развития - идти снизу вверх, от предпочтений конкретных компаний к общегосударственным приоритетам.
Наиболее востребованы бизнес-сообществом технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии (около 80% компаний, опрошенных РСПП).
Второй по важности аспект, который волнует компании, - технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов (более 60% ответивших). Задача переработки и утилизации отходов, как показал опрос, волнует бизнес куда выше, чем поиск альтернативных источников энергии. Проблема утилизации отходов, оставаясь вызовом разработчикам, является и острой общегосударственной проблемой, требующей решений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Раскрученность "нано"-тематики не могла не найти своего отражения в предпочтениях компаний, поэтому третье место занял сектор "нанотехнологии и наноматериалы" (более 50%).
Четвертое направление, в котором бизнес видит перспективы развития - технологии создания и обработки новых материалов (более 50%). Бизнес отдельно выделяет не просто создание новых материалов, но и проблему их обработки.
Наконец, технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых заняли в списке приоритетов компаний почетное пятое место (более 50%).
Суммируя изложенное, хотел бы подчеркнуть следующее. У российской экономики сохраняется окно возможностей. Чем успешнее, настойчивее будут усилия государства и бизнес-сообщества к координации, поиску и реализации эффективных решений, тем больше будет шансов на осуществление того модернизационного рывка, который позволит стране не просто остаться глобальным игроком на экономической карте мира, а резко улучшить свои позиции.
Предлагаемые механизмы - это только "инструменты", которыми еще нужно уметь воспользоваться. Однако, важнее качества этих механизмов, возможность диалога и нахождение консенсуса ключевых игроков отечественной экономики.
Шохин Александр Николаевич. Родился 25 декабря 1951 года в Архангельской области.
В 1974 году окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова, доктор экономических наук (1989 г.) - профессор (1991 г.).
В 1974 -1982 годы работал в научно-иссле довательском экономическом институте Госплана СССР, научно-исследовательском институте труда Госкомтруда СССР.
В 1987-1991 годы работал помощником министра по экономическим вопросам, начальник управления международных экономических отношений МИД СССР.
В 1991-1994 годы - заместитель Председателя Правительства РФ. Одновременно занимал пост министра труда и занятости; министра экономики; Председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития.
В 1998 годы - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по финансово-экономическим вопросам.
С 1995 года - президент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). Заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти.
С 2005 года - президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
Женат, имеет сына и дочь, четырех внуков.
Владимир Путин, председатель правительства РФ:
- Основной вопрос сегодня - это качество развития нашей экономики. В наших общих интересах, чтобы рост шел прежде всего за счет модернизации производства, создания эффективных, более высокооплачиваемых рабочих мест и за счет роста производительности труда.
Степень износа основных фондов составляет 44%
Сегодня у нас 70% денег в обновление вкладывают сами предприятия.
В мире, как правило, сами компании инвестируют только 20-30% собственных средств, остальные привлекаются с рынка
На перевооружение производства, по оценке минфина, необходимо тратить около 30% ВВП в год. По итогам 2010 года этот показатель составил 20% ВВП
В 1970 году 40,8% мощностей имело возраст до 5 лет, а в настоящее время - лишь 9,6%