Новости

07.07.2011 00:00
Рубрика: Экономика

Площадь четырех

На Комсомольской появится еще один вокзал

Мэр Собянин, в очередной раз проинспектировав железнодорожные вокзалы столицы, обнаружил там "первые позитивные изменения".

Землю - железнодорожникам

Неприглядное состояние, в котором пребывали как минимум последнее десятилетие московские вокзалы, для городских властей не было секретом и прежде. Практически на любом из вокзалов, едва сойдя с поезда, человек попадал в ряды разномастных киосков, устойчиво пропахших запахом шаурмы и горелого масла. Междугородные автобусы могли стоять на привокзальных площадях сутками в ожидании, пока не наберется полный салон пассажиров в нужном направлении. Их водители здесь же спали, готовили еду и устраивали постирушки, развешивая белье на растянутых веревках. Приткнуть машину, провожая или встречая кого-то, было в таких условиях невозможно. Зато со всех сторон на приехавшего с чемоданом бросались "бомбилы", предлагая отвезти самых отважных на рассыпающихся "Жигулях" не то что в любую точку столицы, но и страны...

С торговлей и нелегальными такси столичные власти смирились, признав свое бессилие. Железнодорожники наблюдали за происходящим безучастно: "Площади принадлежат городу, ему и наводить на них порядок", - отвечало руководство "РЖД", когда его пытались призвать принять какие-то меры.

Сергей Собянин, приступив осенью прошлого года к обязанностям мэра Москвы, в марте сел за стол переговоров с главой "РЖД" Владимиром Якуниным. Результатом стал протокол намерений, в соответствии с которым Москва передавала железнодорожникам все привокзальные площади в аренду на 49 лет. 20 мая градоначальник и глава подписали соглашение на этот счет.

Крест на "Кресте"

С того момента прошло еще чуть больше месяца. Перемен, происходящих почти на всех московских вокзалах, невозможно не заметить. На журналистов, например, наибольшее впечатление производит внушительная куча мусора, в которую перед недавним приездом мэра бульдозер превратил торговые ряды между станцией метро "Комсомольская" и Ленинградским вокзалом. Площадка, известная в городе под названием "Крест", была, как пояснил руководитель дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов, для железнодорожников настоящим крестом. Долгие годы сюда со всей столицы съезжались любители "клубнички" за CD со свежими порнофильмами. И сколько бы правоохранительные органы ни конфисковывали этот товар, на следующий день он снова появлялся на прилавках. А тут вдруг взяли и снесли все киоски подчистую! "Теперь эта земля наша, и мы приведем ее в порядок, - заверил корреспондента "РГ" Абрамов. - Как театр начинается с вешалки, так вокзалы - с привокзальных площадей, за состояние которых мы больше не хотим стыдиться перед горожанами".

Скоро места торговле на улице вообще не останется - большинство договоров закончились 1 июля, а продлевать их дирекция вокзалов не намерена. "Все киоски уйдут внутрь вокзалов, - рассказал Сергей Абрамов. - Мы провели конкурс, его выиграли крупные сетевые компании, которые, мы надеемся, обеспечат пассажирам достойный уровень обслуживания".

На том самом "кресте" скоро появится фонтан, окруженный зелеными газонами и скамеечками, где приятно будет подождать нужный поезд. Серый асфальт площади у входа заменит гранитная брусчатка, чтобы, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, у каждого вокзала был "свой прикольчик", а в иных местах пассажиры и встречающие пойдут по новой тротуарной плитке.

Сами вокзалы, памятники архитектуры, отреставрируют. У Ленинградского, например, появится новый вход с красивой мраморной лестницей. Площадь Трех вокзалов украсят бюсты знаменитых архитекторов, построивших их, - Константина Тона у Ленинградского, Федора Шехтеля - у Ярославского и Алексея Щусева - возле Казанского вокзала. А еще повсюду встанут макеты паровозов, паровых машин Черепановых и другие артефакты - свидетели истории Московской железной дороги.

"Сапсан" придет на Каланчевку

Решен наконец и вопрос о строительстве четвертого вокзала на Комсомольской площади. В связи с тем, что принимать ему предстоит скоростные поезда "Сапсан" из Санкт- Петербурга, разработку проектной документации доверили питерским архитекторам - на это им отведен год. Но и московские проектировщики без работы не останутся. Им поручено разрешить очень трудную проблему: как "посадить" четвертый вокзал на "площадь трех вокзалов" (место ему отведено на базе станции Каланчевская) и в то же время не допустить транспортного коллапса на улице Каланчевской, движение по которой и сейчас весьма затруднительно. Вопрос актуален вдвойне, так как новому вокзалу отводится еще и роль транспортно-пересадочного узла, который свяжет между собой все три ныне существующих вокзала на Комсомольской площади.

По "выделенке" - быстрее

Собственно, транспортный вопрос - главный для всех ныне существующих девяти московских вокзалов. Для того чтобы покончить с неразберихой, из-за которой непонятно на чем и как лучше добраться с поезда до нужного места, разработана схема, цель которой - приблизить парковочное пространство ближе к вокзалам. На первой линии встанут в живую очередь, как в Европе, такси. Причем не только принадлежащие самой железной дороге, но и все остальные, имеющие лицензию. Власти уверены: появится реальная конкуренция, цены на поездки по городу снизятся. "Будут обижать, жалуйтесь прямо мне", - посоветовал Собянин таксистам у Ленинградского вокзала.

На вторую линию будут подъезжать частники, чтобы встретить или высадить пассажира. А вся третья линия отведена для общественного транспорта. Как заявил заммэра Москвы Николай Лямов, остановки разместят так, что автобусы, отъезжая с них, будут выходить прямо на выделенные полосы для общественного транспорта.

Личные автомобили москвичам тоже будет где поставить. Уже к концу года вместимость парковок, которые разместятся на площади трех вокзалов, вырастет с 277 машино-мест до 680. Одновременно на улице Рязанской начнется строительство многоуровневого паркинга на 450 машино-мест. Всего же здесь будет оборудовано автостоянок на 2 тысячи машино-мест.

Кстати

На Павелецком вокзале Сергею Собянину продемонстрировали уникальную интеллектуально-интегрированную систему безопасности с типовым центром, к которому подключены 5 тысяч видеокамер. В случае возникновения нештатной ситуации из этого центра оператор может координировать работу всех служб. Сейчас система проходит испытания в тестовом режиме, а к 1 сентября к ней подключат все железнодорожные вокзалы столицы.

Экономика Транспорт Филиалы РГ Столица ЦФО Москва