Новости

07.07.2011 00:48
Рубрика: Экономика

Полигон местного значения

Электротехническому машиностроению Урала требуются коллективные испытательные и сертификационные центры

Представители энергетического и электротехнического машиностроения Среднего Урала впервые обсудили, нужен ли региону профильный кластер.

На УрФО приходится порядка девяти процентов объемов производства энергетического и электротехнического машиностроения в России, из них больше половины - на Свердловскую область.

По данным регионального министерства промышленности и науки, сейчас на Среднем Урале действует 1370 предприятий, специализирующихся на выпуске электротехнической продукции. Наряду с крупными - целый пул мелких и средних, возникших в начале двухтысячных. Отчасти этим же занимаются предприятия оборонного комплекса. В 2010 году все вместе они выпустили продукции на 48,2 миллиарда рублей. В первом квартале нынешнего года объемы производства увеличились на 31 процент.

Энергетическое машиностроение Урала глубоко интегрировано в мировой рынок: доля экспорта для определенных категорий товаров составляет от 20 до 45 процентов. Однако 36,7 процента предприятий отрасли сейчас являются убыточными. Главная причина - потеря рынков сбыта и накапливающееся техническое отставание производственных мощностей.

В последнее время в отрасли явно прослеживается тенденция к консолидации. Внешне этот процесс подстегивает подписанное соглашение между администрацией Свердловской области и Федеральной сетевой компанией (ФСК) о модернизации энергообъектов - на эти цели федеральный заказчик выделяет 70 миллиардов рублей на пять лет. По замыслу властей, кластер должен помочь малым и средним предприятиям тоже принять участие в этом процессе, да и заказчику взаимодействовать с комплексом поставщиков проще, чем выяснять возможности каждого из них по отдельности. Причем дело здесь не только в ФСК, но и вообще в сбыте, в развитии инфраструктуры и оптимизации затрат каждого предприятия.

По предварительным планам, движущей силой кластера должен был стать "Уралэлектротяжмаш", однако на данном этапе ни одно предприятие области открыто не претендует на эту роль. Конечно, машиностроители не полностью обособлены друг от друга, горизонтальные связи между ними действуют годами. Но строить полноценные хозяйственные стратегии с учетом других игроков они пока не готовы. Также существуют опасения, что возникнет внутрикластерная конкуренция. Зона неопределенности распространяется и на будущую организационно-правовую форму кластера - не исключено, что это может быть полностью неформальное объединение.

При этом проблемы, требующие совместных усилий для их решения, у промышленников обнаружились незамедлительно. В частности, отсутствие испытательного полигона для новой продукции, в особенности крупной и наукоемкой.

- Мы возили новый трансформатор на испытания в Нидерланды. Транспортные расходы в один конец вместе с проверкой обошлись почти в полмиллиона долларов. А чтобы наладить производство по-настоящему конкурентоспособной и инновационной продукции, нужно испытывать каждый тип. НИИ Уралэлектротяжмаш был самым близким к нам испытательным центром, но два года назад он закрылся. Всероссийский электротехнический институт не в состоянии удовлетворить наши потребности. Каждому предприятию в отдельности создать и содержать такой центр не под силу, а всем вместе, в рамках государственно-частного партнерства, вполне реально, - считает Алексей Кишко, гендиректор завода электротехнической продукции.

С аналогичной проблемой столкнулось и другое уральское предприятие: первый пружинно-моторный привод для управления выключателями от 220 до 750 киловольт заводу пришлось везти на сертификацию в Корею. Да и остальные производители не прочь решить вопрос с испытаниями продукции в пределах собственной области.

Председатель комитета по региональной кооперации Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Валерий Шевелев считает, что кластер не должен обязательно являться хозяйственной структурой: каждое предприятие ведет свою деятельность, и решения принимаются исходя из экономической целесообразности. Помощь нужна в организации испытательных центров, научной базы, в поддержании кадрового потенциала, а также в создании сервисных и сертификационных центров. Кроме того, было бы целесообразным дать участникам кластера, претендующим на роль поставщиков сетевых энергокомпаний, право проходить процедуру сертификации на Урале, а не в Москве. Это сэкономит участникам рынка и время, и деньги.

- Если действительно такая потребность существует, можно обсудить вопрос строительства единого коллективного испытательного центра на основах частно-государственного партнерства, получить под это определенные субсидии и субвенции. Но предприятия должны быть готовы взять на себя половину расходов, - подытожил глава минпрома Свердловской области Александр Петров.

Кроме этого, в ходе переговоров областных властей с ФСК выяснилось, что на Среднем Урале трудно найти подрядчиков по инжинирингу сооружений на 220-500 киловольт.

- Такую службу одной компании иметь достаточно дорого, но мы можем спокойно организовать команду из нескольких бригад на подряде. Они будут всегда под рукой, в "горячем резерве" на случай реализации подобных проектов, - предложил министр.

Официальная позиция областных властей в отношении кластера энергетического и электротехнического машиностроения такова: коллективизации не планируется, силой никого туда загонять не будут - просто необходимо понять, насколько интересно это бизнес-сообществу. Первых результатов, по прогнозу минпрома, следует ожидать не ранее, чем через год.

Экономика Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область