Новости

Петр Кацыв обещает "ускорить" общественный транспорт

В какие города Подмосковья придет метро? Где появятся выделенные полосы для общественного транспорта? Когда поедет Центральная кольцевая автодорога? Вопросов к зампреду правительства Московской области - министру транспорта Петру Кацыву набралось много. И он подробно ответил на них в ходе "Делового завтрака" в "РГ".

Российская газета: Петр Дмитриевич, столица и Подмосковье отныне вместе работают над созданием единой транспортной системы Московского региона. Ее главной артерией станет Центральная кольцевая дорога. Приступить к возведению ЦКАД хотели в этом году. Так и будет?

Петр Кацыв: Нет, пока рано входить в землю. Строительство ЦКАД предусмотрено в программе развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года. Документ уже согласовали губернатор Московской области Борис Громов и мэр Москвы Сергей Собянин. Он был отправлен на рассмотрение в правительство РФ, а недавно вернулся на доработку. В ближайшее время программа вновь будет рассмотрена в правительстве, после этого и станет известна дата начала строительства. Думаю, это произойдет в будущем году. А "поедет" ЦКАД после 2017 года. Для Москвы это станет спасением. Ведь по-новому будет выстроена вся логистика. Прежде всего из столицы уйдут грузовые потоки. Товары будут привозить-увозить только в ночное время. Снизится транспортная нагрузка на МКАД. К тому же новая дорога разгрузит главные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы. ЦКАД станет основой скоростного движения в области - на скоростных участках машины помчатся со скоростью 140 км/час.

РГ: Начало строительства не затормозит проектная документация? Она готова?

Кацыв: Поскольку магистраль имеет большую протяженность - 529 км, проект поделили на 5 пусковых комплексов. В прошлом году завершили проектирование пусковых комплексов N3 и N4, положительное заключение от ФГУ "Главгосэкспертиза России" получено. Первый из комплексов идет от пересечения ЦКАД со скоростной автодорогой Москва - Санкт-Петербург до автомобильной дороги М-7 "Волга". С него и начнется строительство. Второй - от автодороги М-7 "Волга" до автодороги М-4 "Дон". Эти комплексы представляют собой восточное полукольцо. А в 2011 году завершится разработка проектной документации по западному кольцу (пусковые комплексы NN1, 2, 5) и ее представят для экспертизы.

РГ: Выходит, на комплексе N 3 хоть сейчас приступай к работе?

Кацыв: Нет, надо еще выкупить землю под трассу и подготовить территорию для строительства.

РГ: Многим дачникам придется съезжать с нажитого места?

Кацыв: Проводя ось трассы, специалисты максимально старались не ущемлять интересы собственников. В результате, почти половина ЦКАД проходит по землям, где нет ни дач, ни поселков. Только в отдельных случаях дорога пройдет по землям, где необходим снос или вынос жилья. Думаю, она "заденет" около пятисот дачных участков. Наиболее проблемным стал Пушкинский район, но и там ни дачники, ни местные жители в накладе не останутся. Везде выкупать земли будем по оценочной стоимости земли. Или предложим новые наделы.

РГ: А когда поедет западное полукольцо?

Кацыв: Пока даже проектная документация не утверждена, по планам это 2022 год. Причем строительство каждого пускового комплекса будет вестись в две очереди. Вначале шириной 4 полосы, а по мере нарастания интенсивности движения будут строиться дополнительные. На разных участках ЦКАД полос будет от 6 до 8.

По два рубля за километр

РГ: На ЦКАД будут участки, где за проезд не придется платить?

Кацыв: Да, это участки N 5 и N 10. Первый из них - новое строительство, идет от трассы М-3 "Украина" до пересечения с трассой Москва - Санкт-Петербург. Второй, протяженностью 89 км, проходящий через город Звенигород по трассе Московского малого кольца, будет реконструирован. По расчетам 2009 года за километр пути по ЦКАД водителям легковых авто придется платить около 2 рублей, грузовых - около 5 рублей, большегрузных - около 7 рублей.

РГ: Помимо ЦКАД водителям придется раскошеливаться за проезд по трем трассам: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск, северный обход Одинцова. Список платных дорог может расшириться?

Кацыв: В ближайшее время, думаю, будет принято решение и о платном дублере Горьковского шоссе. Вначале мы рассматривали строительство трассы Москва - Ногинск как региональный проект. Но он заинтересовал федеральные власти. Родилась идея сделать новый коридор федеральной автодороги от МКАД до Ногинска, далее на Владимир, от него - на Нижний Новгород. Дорога может разгрузить трассу Москва - Нижний Новгород, часть Егорьевского шоссе, подъезды к Реутову и Люберцам, а также к Люберецким полям, которые недавно были переданы Москве. Чем хороши платные дороги? Одну часть работы по их строительству берет на себя государство, другую - инвесторы. Они сами проектируют, строят, эксплуатируют. Это дополнительная гарантия качества, а государству меньше приходится тратиться.

РГ: Какие дорожные проекты реализуются в ближайшем будущем? Например, всегда было проблемой проехать на Международный авиационно-космический салон в Жуковском, когда туда съезжаются десятки тысяч людей...

Кацыв: Могу заверить, что на очередной салон, который состоится в 2013 году, люди поедут уже по первой части новой дороги. Там будет по четыре полосы в обе стороны. В этом году на строительство и ремонт дорог Подмосковья получило из федерального бюджета 7,5 млрд рублей. Из них 4 млрд направлены на строительство подъезда к Жуковскому. Еще 1,5 млрд потратят на возведение и реконструкцию дорог и транспортных развязок в районе инновационного центра "Сколково" (работы начнутся в будущем году), 2 млрд - на строительство трассы в объезд Подольска, где будет возводиться жилье для военных.

РГ: Какие еще дороги вскоре начнут строиться в Подмосковье?

Кацыв: Программа есть, она согласована с мэром Москвы Сергеем Собяниным. В ближайшее время ее должно утвердить правительство. Вот тогда и расскажу о планах.

На трамвае до Балашихи

РГ: Трассы из Москвы при входе в область то и дело упираются в "бутылочные горлышки". Москва обещает реконструировать в этом году 8 вылетных магистралей. И область займется такой работой?

Кацыв: Конечно, и одновременно станем делать там выделенные полосы для общественного транспорта. Когда в одну сторону идет пять полос, отдать одну из них автобусам можно. А если всего три полосы, как сейчас на Ленинградке? Это шоссе будем расширять на две полосы в каждом направлении. Пятницкое, может быть, на одну. Выделенные полосы в Подмосковье появятся в перспективе и на Варшавском, Каширском, Волоколамском, Новорязанском шоссе и ряде других дорог.

РГ: Осенью были тотальные проверки вылетных магистралей в радиусе 30 км от МКАД. Тогда выяснилось, что въезды и выезды из столицы перегружены из-за того, что к основным дорогам примыкают торговые центры, рынки, бензоколонки. Их начали убирать?

Кацыв: Нет. Очень сложно убрать уже построенный объект. Но нормальных заездов и съездов стало больше. Одни делают собственники объектов, другие - столичные дорожные службы. Многие крупные торговые центры согласились делать скоростные полосы. Вообще правила по застройке вокруг дорог надо ужесточать. Не выполняешь условий - строить не можешь.

РГ: На последней объединенной коллегии столицы и Подмосковья прозвучало: с 2016 по 2020-й в регионе появятся 40 транспортно-пересадочных узлов, где станут "встречаться" личные авто, автобусы, электрички... Сколько из них будет в области?

Кацыв: 12. Надеюсь, строить их начнем раньше запланированного срока.

РГ: Это правда, что ТПУ будут строить в области на основе железнодорожных станций?

Кацыв: Хотел бы, чтобы так и было. Общественный транспорт должен быть быстрым. Метро на территорию Подмосковья пришло пока только в Мякинино. Значит, из скоростного вида транспорта остается электричка. Считаю, она должна двигаться в темпе метро, да и комфорта должно быть в ней намного больше. Планируем, что первые ТПУ на основе железнодорожных станций и платформ появятся в районах остановочных пунктов Сходня, Битца, Ленинская, Электроугли, Балашиха, Трехгорка и Мытищи. Стоянки для личных авто там должны быть практически бесплатными. Тогда идея их создания - пересадить жителей области из личных авто в автобусы и метро - будет работать.

РГ: Вы говорите, электрички должны двигаться, не уступая метропоезду. Но ведь уже убедились: чем больше скоростных поездов, тем длиннее очереди на железнодорожных переездах. Какой выход?

Кацыв: Надо убирать железнодорожные переезды, вместо них строить эстакады или другие специальные сооружения, которые позволят и поездам наращивать скорость, и пробки уберут. Пока из 28 запланированных путепроводов построено всего 2. Не хватает денег. Но есть интересное предложение строить платные путепроводы на основе государственно-частного партнерства. Это позволит не ждать, когда найдутся деньги на один, второй, третий объект, а возводить сразу несколько. Уверен, что люди будут рады заплатить 3 рубля и не томиться в очереди, дожидаясь прохождения поезда.

РГ: Бесплатные переезды тоже останутся?

Кацыв: Конечно. Нет времени ждать - плати. Не хочешь торопиться - пожалуйста, экономь. Будущее - за железной дорогой. Проложить новую автомагистраль сложно: половина всех затрат приходится на перенос коммуникаций, ведь куда ни глянь - электрические кабели, канализация. Гораздо дешевле найти способы, чтобы электричка перевозила больше пассажиров и быстрее.

РГ: А когда в Подмосковье появятся новые станции метро?

Кацыв: Думаю, до 2015 года. Вторую станцию (после "Мякинино) построят в Котельниках. Рассматриваются варианты в Балашихе, Красногорске, Химках.

РГ: Метро придет в область по верху или под землей?

Кацыв: Варианты обсуждаются, наземное строительство в разы дешевле.

РГ: А к идее пустить скоростной трамвай в область как относитесь?

Кацыв: Ни от чего нельзя отказываться. Сейчас прорабатываются проекты развития скоростного трамвая в Москве с выходом в ближайшие города Подмосковья. В первую очередь на участках: Москва (станция метро "Площадь Ильича") - вдоль шоссе Энтузиастов - Балашиха и Москва (метро "Красногвардейская") - аэропорт Домодедово. Но надо понимать, что, если вкладываешься в метро, это хоть и дороже, но деньги окупятся за 5 - 6 лет. С трамваем, который проигрывает подземке и по скорости, и по количеству пассажиров, вряд ли такое получится. Это чисто городской вид транспорта.

РГ: В Подмосковье трамваи появились давно. Вы заставляете глав муниципальных образований тянуть рельсы дальше?

Кацыв: 131-й федеральный закон лишил областные власти подобных возможностей. Можем только рекомендовать. Интересную схему развития трамвая предприняла мэр Страсбурга. Она делала это на деньги, которые город получал от продажи земель, стоимость которой росла за счет улучшения транспортной доступности благодаря как раз трамваю. Считаю, в отдельных городах области можно было бы применить такую схему.

РГ: Московские власти говорят, что все усилия могут не принести должного эффекта, если не будет единого центра организации дорожного движения в Московском регионе.

Кацыв: Согласен. Дороги, которые проходят по Подмосковью, имеют разных собственников. У нас 11 федеральных трасс, есть московские, региональные и муниципальные. За собственником дорог должен остаться только их ремонт, а организация трафика должна быть в кулаке одного управленца. Сейчас это ГИБДД. Но надо, чтобы управлением потоками занимались специалисты-дорожники. У интеллектуальной транспортной системы огромный потенциал. Мы уже работаем над механизмом создания Центра, куда бы стекалась и анализировалась информация по дорожной ситуации на всех без исключения дорогах. Первый шаг уже сделали - практически на всех общественных автобусах установлены системы ГЛОНАСС. Такими же устройствами должны быть вскоре оснащены и такси. С их помощью можно отслеживать и координировать передвижение машин. Произошла авария, возник затор - значит, из Центра водителю об этом сообщат и подскажут пути объезда. А скоординировать работу столичных и подмосковных операторов большого труда не составит. Сегодняшний уровень интернет-технологий это позволяет сделать практически в два счета.

личное дело

РГ: Петр Дмитриевич, некоторые СМИ упоминают вашу фамилию в связи с коррупционными скандалами в Подмосковье. В частности, речь идет о закупках автобусов "Мерседес" для области в 2006 году по цене, как утверждается, в четыре раза выше реальной. Якобы при покупке были применены хитрые лизинговые схемы, в которых участвовал ваш сын Денис...

Кацыв: Ложь. Весь мир закупает транспортные средства именно в лизинг, потому что такая схема закупок дает возможность единовременно выпустить необходимое количество техники на маршрут. А Подмосковье в тот момент крайне нуждалось в новых автобусах, парк машин был сильно изношен, ремонт часто не обеспечивал надежности. Сделка шла через крупнейшую компанию, к которой мои родственники не имеют никакого отношения, и уж тем более Денис не является ее владельцем. Мы закупили 600 автобусов у единственного в России дилера "Мерседес-Бенц". Цена каждого 210 000 евро при рыночной цене 240 000. При коррупции цену товара завышают, а разницу кладут себе в карман. А здесь мы наоборот сэкономили 30 тысяч евро на каждой машине. К тому же кредитная ставка по лизинговой схеме почти в два раза меньше. Если бы мы взяли кредит в банке, то он обошелся бы нам в 11,5 процента годовых, а по этому контракту всего 6,5 процента. Это называется экономия бюджетных средств, а не коррупция.

РГ: Вы будете обращаться в суд?

Кацыв: Я уже неоднократно встречался в суде с человеком, который распространяет против меня клеветнические слухи. Во всех случаях суд принимал решение в защиту моей чести и достоинства. На этот раз мы послали запрос в телевизионную компанию, которая распространила лживую информацию о ее источниках и достоверности.

А что касается закупленных тогда немецких комфортабельных автобусов, то они уже собственность "Мострансавто", бегают и еще долго будут бегать по дорогам Подмосковья.