"Третий антимонопольный пакет" станет последним кардинальным изменением антимонопольного законодательства. Такую надежду высказал руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на прошедшей вчера российско-американской конференции, посвященной судейской практике рассмотрения антимонопольных нарушений.
Достаточно молодое российское антимонопольное законодательство (ему всего 20 лет) сделано по образу и подобию американского, так как США обладают самым большим опытом в этой сфере. После принятие закона о конкуренции в 1991 году в него было внесено несколько кардинальных изменений. "Я надеюсь, что "третий антимонопольный пакет" станет последним в этой цепочке преобразований, - заявил Артемьев. - Судьи уже просят нас быть более консервативными. Мы постараемся".
Как сообщил глава ФАС, третий антимонопольный пакет существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства. "В антимонопольном законодательстве появляется определение картелей, как в США. Борьба с картелями - один из основных приоритетов в деятельности ФАС России. В прошлом году нам удалось раскрыть 5 национальных картелей. А правоохранительные органы возбудили уже 10 уголовных дел по 178-й статье Уголовного кодекса РФ за нарушение антимонопольного законодательства", - заявил Игорь Артемьев.
Третий пакет предусматривает уголовное преследование только за наиболее опасные для конкуренции картели. Планируется также установить, что картельных сговоров внутри одной группы лиц не может быть, и, следовательно, за нарушения в такой ситуации не может наступить уголовная ответственность. Предусмотрено также уточнение антимонопольных требований, в том числе по контролю экономической концентрации, в отношении иностранных лиц (только в случае поставок ими товаров в Россию не менее чем на 1 миллиард рублей в течение года, предшествующего дате совершения сделки).
Произойдут и изменения в Кодексе об административных правонарушениях с точки зрения дифференциации ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, устанавливается фиксированный штраф в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода. Планируется установить, что цена, сформировавшаяся в ходе биржевых торгов, не может быть признана монопольно высокой.
Кроме того, ФАС предлагает вести реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности. Этот реестр поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.
Заокеанские борцы с монополиями в своем арсенале имеют два основных закона, рассказал судья восьмого окружного апелляционного суда США Майкл Мэллой. Закон Шермана, которому более ста лет, запрещает любые сговоры, так или иначе ограничивающие конкуренцию. Закон Клейтона направлен на борьбу с образованием монополий. Майкл Мэллой посетовал, что не всегда легко определить, ограничивает то или иное соглашение конкуренцию. В таких случаях он посоветовал следовать "правилу здравого смысла", то есть с помощью детального анализа и привлечения экспертов разобраться, какой эффект имеет соглашение и к чему оно может привести.