Сейчас в образовательном сообществе идет активная работа над новыми стандартами для старшей школы. Несмотря на споры, которые развернулись вокруг проектов, эксперты полагают, что уровни изучения школьных предметов должны отличаться. На сегодняшний день подготовлено два варианта проектов. Оба вышли из Российский академии образования, но написаны разными группами авторов.
Первый проект стандартов для старшей школы, который бурно обсуждался в обществе и уже не раз дорабатывался, предлагает три уровня изучения предметов на выбор ученика: интегрированный, базовый и профильный - максимум 9-10 дисциплин. При этом ОБЖ и физкультура будут преподаваться всем ученикам на одном уровне. В проекте есть новая дисциплина - "Россия в мире", которая отнесена к "Общественным наукам" и должна преподаваться на интегрированном уровне. Она станет обязательной для изучения наряду с русским языком и математикой. Остальные предметы ученик сможет выбрать сам, для чего все они поделены на группы. Например, "Естественные науки", "Иностранные языки" и "Филология". Учтено пожелание вернуть в школу хотя бы часть курса астрономии. Из-за этого рабочей группой были переработаны требования к результатам освоения курсов физики и естественных наук. Сформулированы требования к выполнению и условия для "Индивидуального проекта", который должен выполнить каждый ученик.
Во втором проекте стандартов есть некоторые отличия. Если в первом школьникам предлагается три уровня изучения предметов и максимум 9-10 дисциплин, то во втором только два - базовый и профильный, а число изучаемых предметов не меньше 11.
К примеру, во втором проекте нет предмета "Россия в мире" и более последовательно описана государственная итоговая аттестация. ЕГЭ - для тех, кому просто хочется знать свой рейтинг для поступления в вуз, и обычный экзамен - для всех остальных. Авторы второго проекта прописали принципы финансирования стандарта. Они уверены, что в субсидии, которые высчитывается регионами, должны входить и 10 дополнительных часов внеурочной деятельности. То есть учебная неделя для старшеклассника официально должна составлять не 36, а 46 часов. Один из разработчиков второго проекта стандартов Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО, пояснил, что в 10-м классе ученик будет обязательно изучать как минимум 11 предметов, включая химию, географию и историю. Но при таком подходе не получится разгрузить учеников, на что, собственно, нацелены стандарты.
Директор центра образования N 548 Ефим Рачевский приводит статистику: если в прошлом году на индивидуальное обучение перешло 17 тысяч человек, то в этом - уже 107 тысяч. Эти школьники не хотят или не могут учить все предметы в их нынешнем объеме.
- Предвижу массовый уход из школы, - считает Рачевский. Треть учеников все силы направляет на изучение профильных предметов, треть - учится от случая к случаю, а треть не учится вообще. Денег, которые теряет государство, хватит вдвое увеличить зарплату учителям, но они-то и не хотят отдавать уроко-часы. Ведь пока это для них единственный способ заработать.
Не исключено, что появится третий вариант стандартов, в который войдут все замечания и предложения по двум уже подготовленным. Предполагается, что стандарты для старшей школы вступят в силу не раньше 2020 года, и первыми по ним будут заниматься ученики, которые впервые сядут за парты в сентябре 2011 года.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта - предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, - это чистить зубы! Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник - гуманитарием, технарем, инженером или рабочим, - он должен быть здоровым. Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с учетом вышеназванных. Предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами.
Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты по развитию образования:
- Скажу сразу, я сторонник профильного образования, и, может, даже более жестких мер, чем предлагается сейчас. Человек, который прошел обучение в школе, должен иметь целостную картину мира. А еще я бы предложил ввести понятие "учитель полного дня".
Елена Подгорная, почетный работник общего образования РФ:
- Моему внуку 13 лет. И я хочу, чтобы к моменту его поступления в 10-й класс, обучение велось по новым стандартам. Возьмем план московских старшеклассников: в нем 19 предметов. Вот урок физики. Из 25 человек лишь 3-4 заинтересованы в этом предмете - хотят заниматься наукой или пойти в инженеры. Остальные физику не учат и даже не собираются. Или урок химии. Тут 4-5 интересующихся учеников. Они хотят быть врачами или фармацевтами. На литературе тоже работают 5-7 "заправских" филологов. В старшей школе учится примерно миллион ребят. И каждый должен знать принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК? Или синус и косинус двойного аргумента? Интересно, учителя литературы помнят, что это такое?
Справка
Основные направления развития федеральных университетов:
- подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;
- создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;
- проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;
- развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах
важно
В рамках нацпроекта "Образование" оказывается поддержка талантливым детям. Ежегодно 1250 ребят - победители российских и призеры международных олимпиад - получают премии по 60 тыс. рублей. А 4100 молодых дарований - победители региональных и призеры российских олимпиад - получают по 30 тыс. рублей
кстати
Ежегодно выделяется материальная поддержка для 5350 талантливых детей. Отбор идет по пяти номинациям: социально значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; а также любительский спорт
тем временем
В рамках нацпроекта "Образование" создается сеть федеральных университетов. Первые университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007-2009 годах около 6 млрд рублей. Недавно были созданы еще пять новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный