07.07.2011 23:30
    Поделиться

    Авиакомпания "Сибирь" выплатит жителю Челябинска три тысячи рублей за моральный ущерб

    Суд взыскал с авиакомпании "Сибирь" 3000 рублей в пользу пассажира, который провел в Домодедово 39 часов без питания и гостиницы

    История, которая стала предметом судебного разбирательства, случилась в конце декабря 2010 года. Челябинец Артем Смирнов собирался отправиться из родного города по рабочим делам - для участия в судебном процессе в Санкт-Петербурге. Прямого рейса в тот день не было, поэтому он решил полететь авиакомпанией "Сибирь" с пересадкой в Москве

    Когда он прибыл в Домодедово, в аэропорту царил хаос, из-за сильного снегопада он был фактически парализован - отключилось электричество, не работала сотовая связь, сотрудники аэропорта ходили в темноте с фонариками. Свет дали только через пять часов. Из-за большого скопления народа негде было даже посидеть, люди спали на полу, в том числе маленькие дети.

    - Тогда я еще не знал, что мне придется провести в Домодедово аж 39 часов, - вспоминает Артем. - Причем в ужасных условиях: спать толком не получалось, сидячими местами удавалось попользоваться эпизодически - минут по 15-20, потом я уступал кресла женщинам с детьми. Горячее питание, положенное в таких случаях, мне тоже никто не предложил. Видел, как люди несли какую-то еду в виде сухих пайков, но мне они не достались. Приходилось питаться за свой счет. Причем по "космическим" ценам: так, к примеру, пара беляшей, купленных в Домодедово, обошлась в 800 рублей, маленькая бутылка воды (0,33) - в 104 рубля. Четкой информации о предстоящем времени вылета никто не сообщал.

    Помимо личных, у Артема возникли и рабочие проблемы. Из-за отсутствия связи он не мог сообщить о задержке своему руководству, а то, в свою очередь, - информировать суд и просить перенести заседание. Естественно, в Питер не попал, не смог представить суду свои аргументы. И это, по его словам, негативно повлияло на ход процесса, сейчас Артему приходится подавать апелляцию.

    - По моим примерным подсчетам, -говорит Артем,- авиакомпания "сэкономила" на мне как минимум тысяч двадцать рублей - если считать расходы на гостиницу, питание, связь. Добрался я до Челябинска под Новый год в совершенно разбитом состоянии, дали о себе знать последствия пережитого стресса - поднялась температура, болела голова, скакало давление. А когда я пришел в себя, то решил подать на авиакомпанию в суд.

    Артем Смирнов просил взыскать с "Сибири" за все беспокойства 150 тысяч рублей. Однако авиакомпания свою вину не признала, считая, что у истца нет оснований требовать денежную компенсацию.

    Как пояснили представители ответчика, авиакомпания обслуживала пассажиров в аэропорту Домодедово в условиях чрезвычайной ситуации. Причиной нарушения электроснабжения явились аномальные погодные условия. Однако пассажирам предоставлялось питание и прохладительные напитки. Услуги по размещению в гостинице не могли быть оказаны в связи с отсутствием свободных мест по причине чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств.

    - Суд решил, что авиакомпанией "Сибирь" не представлено доказательств оказания пассажиру услуг, предусмотренных "Общими правилами воздушных перевозок...", - сообщили "РГ" в пресс-службе Металлургического районного суда Челябинска. - Также установлена причинная связь между действиями ответчика и моральными страданиями истца. С ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в пользу Артема Смирнова в счет компенсации морального вреда взыскано 3000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Стоит также отметить, что это первое дело в истории нашего суда, когда пассажиру удалось добиться денежной компенсации у авиакомпании по таким основаниям.

    История, прямо скажем, неоднозначная. Своя логика есть и у авиакомпании: задержки рейсов возникли не по ее вине, а из-за погодных катаклизмов. Но и у Артема своя правда. Куда ему еще было обращаться в той непростой ситуации за помощью, если не к авиакомпании, которой он доверил свою жизнь и здоровье? И, кстати, услугами которой он регулярно пользовался. Судится же он, по его признанию не из-за денег, а из принципа, защищая права и достоинство пассажира.

    Решением Металлургического районного суда он, в принципе, доволен. Однако считает, что если в будущем наши суды будут выписывать за нарушения правил перевозок не три тысячи рублей, а суммы посерьезней, то у авиакомпаний появится и экономический стимул более уважительно относиться к своим пассажирам. Юристы говорят: если в подобной ситуации в Европе пассажира вдруг оставили бы без горячего питания и гостиницы, он мог бы рассчитывать как минимум на компенсацию в 3000 евро. А у нас не факт, что Артем получит и 3000 рублей. Да, есть решение Металлургического районного суда в его пользу. Но оно пока не вступило в законную силу.

    Авиакомпания, не согласная с решением суда, подала кассацию в челябинский областной суд... Ей не хочется создавать прецедент

    Справка "РГ"

    Если рейс задерживается из-за неблагоприятных метеорологических условий на два часа, перевозчик обязан обеспечить пассажиров прохладительными напитками; если на четыре - пассажиры обеспечиваются горячим питанием; размещаются в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время.

    Пассажиру также предоставляется два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов.

    Все указанные услуги предоставляются пассажирам бесплатно.

    Из "общих правил воздушных перевозок пассажиров..." от 28 июня 2007 года.

    Поделиться