Раньше я думала, что обязательная программа и показательные выступления возможны только в спорте, например в фигурном катании. Посмотрев же, как укладывают в столице плитку, которая на тротуарах должна заменить асфальт, я поняла, что и тут реальная жизнь и стандарты - две большие разницы.
От асфальта Москва решила избавляться потому, что, по словам мэра, летом он плавится, а в остальное время года выглядит непрезентабельно. В итоге было принято решение заменить до сентября 1,1 миллиона квадратных метров на тротуарную плитку на 97 улицах в пределах и около Садового кольца. Как рассказал "РГ" руководитель одной из подрядных организаций Алексей Алексеев, работать они предпочитают ночью: "Шума от нас нет, зато не пылим на прохожих. Днем же только замеряем, куда класть новое полотно и проверяем качество выполненной работы. При дожде не кладем - толку мало". Плитку везде кладут одинаковую - серую, а по краям - бежевую - как у ковровой дорожки. Такое решение приняла Москомархитектура.
- Заменить квадрат асфальта на плитку в среднем стоит 3,5 тысячи рублей, из них порядка 500 рублей - цена материалов, остальное - стоимость работы, - пояснила "РГ" замруководителя ГБУ "Кольцевые магистрали" Наталья Железнова. - Дорого? Но ведь это первая в истории города масштабная реконструкция тротуаров, которая позволит действительно выровнять их поверхность.
По нормативам подрядчик должен в ходе работы укладывать новую плитку по всей ширине тротуара, независимо от того, что там было прежде - асфальт или ранее уложенная плитка. Снять 30 сантиметров старого покрытия и далее укладывать новые слои: 16 сантиметров бетона - для ровности. Затем еще 6 сантиметров цементно-песчаной смеси и только поверх - плитку. Далее заделать все швы, запечатав бортовым камнем так, чтобы невозможно было выбить ни один камешек. Такой кладке не страшны ни наши многочисленные зимние перепады через нуль, ни метла, ни даже лом дворника. Специалисты уверяют, что прогулка по покрытым по правилам дорожкам даже в босоножках на шпильке доставит удовольствие.
Одну такую дорожку продемонстрировал журналистам департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы на Ленинском проспекте напротив первой городской больницы. Это, так сказать, вариант "показательных выступлений". Плитку же, по которой предстоит ходить большинству москвичей, я увидела в самом центре столицы. Но все по порядку. Иду от Триумфальной площади в сторону Белорусского вокзала по нечетной стороне. У дома N 5 по 1-й Тверской-Ямской улице снят старый асфальт, правда, на глубину вместо 30 сантиметров - не более 10. Плитка, которой предстоит выложить тротуар, навалена кучами возле автобусной остановки. То, что она может побиться, гастарбайтеров не волнует. На пересечении с улицей Юлиуса Фучика у перехода обнаруживаю первый кусок уложенного нового тротуара. Под ногами полотно дышит. Надавливаю посильнее на плитку, край легко приподнимется вверх. Зазоры между дорожкой и бортовым камнем больше 10 сантиметров! Да и до границы пешеходного перехода дошли лишь отдельные плиточки, остальные отстали на "полкорпуса" и более.
У домов N 15 и N 17 плитка тоже не доходит до дороги. Ширина швов такая, что курильщики натыкали в землю между плитками окурки. Не достает до края дороги и плитка у дома N 19, отчего бортовой камень и ливневые люки по соседству выглядят сиротливо. "Если делать все по правилам, то укладка плитки выгоднее, чем ремонт двух верхних слоев асфальта, - комментирует ситуацию по просьбе "РГ" руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин. - Асфальт меняют раз в 5-10 лет, а нового покрытия хватит на 25-30 лет, да и при ремонте колодцев не остается заплат. В итоге город будет выглядеть более привлекательно. Но главное, плитка более экологична, так как не выделяет в жару вредного битума".
Брак, по его словам, подрядная организация будет исправлять за свой счет. Причем в течение года. Андрей Цыбин пообещал проверить, приняты ли в эксплуатацию участки на Тверской, о которых рассказано выше. Москвичам судить об этом трудно, так как никаких информационных табло с извинениями за неудобства и сроками работ ни на одном, даже "образцовом" участке нет.