На этот момент из тех, кто командовал затонувшим теплоходом "Булгария", у следственной группы есть лишь помощник капитана.
Он в шоке, но жив, практически здоров и не ранен. Следствие больше всего сейчас рассчитывает на его показания.
Сразу после того, как стало известно о трагедии, президент РФ Дмитрий Медведев поручил председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину провести тщательное расследование причин происшедшего. Глава СКР прибыл в Казань практически одновременно с группой сотрудников ведомства.
Пока следователи из Москвы летели, Приволжское следственное управление на транспорте СКР уже возбудило уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ. Это статья о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта.
Не факт, что эта статья позже сохранится или останется единственной. Просто многие следственные действия - допросы, экспертизы и прочее - можно проводить в рамках уголовного дела.
Как рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, Александр Бастрыкин прибыл на место крушения теплохода "Булгария" для организации и координации расследования обстоятельств происшествия. Сразу же по прибытии председатель провел совещание. На нем он дал конкретные указания о проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятиях.
Вместе с Бастрыкиным на место происшествия прибыла большая группа следователей Главного следственного управления во главе с его руководителем. На месте происшествия работают опытные криминалисты центрального аппарата СКР. По уверению Маркина, они в этой работе используют новейшее оборудование и криминалистическую аппаратуру.
Сейчас следователи приступили к изучению документации, изъятой в компании ООО "Аргоречтур". Именно она отправила в рейс теплоход.
Еще следователи устанавливают маршрут движения теплохода, уточняются списки туристов и экипажа. Дело в том, что уже известно, что, кроме "официальных" пассажиров, на борту были и незарегистрированные люди. Но сколько - пока неясно. Следователи допрашивают потерпевших, свидетелей и очевидцев.
Появились первые версии того, что могло стать причиной трагедии. По данным, которыми на сегодняшний день располагает следствие, теплоход вышел в рейс с неисправным левым двигателем.
Все свидетели, которых удалось опросить, чуть ли не хором говорят о сильном крене даже в момент отплытия. Помощник капитана "Булгарии" жив и особо не пострадал, если не считать моральной травмы. Следователи очень надеются на его показания.
Кроме физической старости теплохода, есть версия и о человеческом факторе. По ней ошибку при маневрировании мог совершить капитан. Напомним, за бортом была сильная гроза, ветер и достаточно высокие волны. Корабль дал крен, следом - волна, и судно пошло на дно.
На борту теплохода "Булгарии", по последними данным, было в общей сложности 208 человек. По всем подсчетам выходит, что "Булгария" была переполнена. Дело в том, что по теххарактеристике на теплоходе одновременно могли находиться от 120 до 140 человек.
Еще следователи проверяют вот такую информацию: якобы теплоход много лет был в плохом техническом состоянии. Проведенный ремонт был больше косметическим.
Но после ремонта "Булгарию" стали активно сдавать в аренду фирмам. А еще появилась информация, что проблемы у судна были и раньше. Так, в прошлом году теплоход чуть было не перевернулся. Периодически на борту пропадали свет и вода. Глох двигатель.
В Интернете нашлось немало людей, которые прежде плавали на этом судне, и их оценки теплохода говорят о том, что "Булгария" не должна была возить людей.
Корреспонденту "РГ" в Следственном комитете сказали, что, учитывая очень большой объем следственных действий и экспертиз, в состав следственной группы, помимо столичных следователей ГСУ, включены следователи следственного управления по Республике Татарстан и Приволжского следственного управления на транспорте.
Что показал приблизительный подсчет тех, кто был на борту? Всего с путевками было только 148 человек. Про остальных сведения поступают в основном от родных, которые знают, что кто-то из близких собирался отдохнуть на воде. А если близкие не спохватились или не знали, или их просто нет?
Поэтому, по последним данным следствия, количество пострадавших возрастает.
На момент подписания номера информация о погибших была такая - на месте гибели "Булгарии" были обнаружены 55 тел, в том числе 37 женщин, 6 детей и 12 мужчин.Но это, судя по всему, не последние находки. Большое количество тел погибших водолазы увидели в помещениях бара и ресторана теплохода.
Продолжается обследование обоих берегов в районе места происшествия и 19 островов. Именно там могут находится погибшие. Для этого создано восемь специальных групп обследования, по четыре - на каждом берегу и по одной - на каждый остров.
А тем временем, по сведениям из источников, близких к следствию, стало известно, что нашелся собственник судна. Это речное пароходство из Перми.
Отдельно, вероятно, будет решаться вопрос об уголовной ответственности за неоказание помощи.
Первые же спасенные рассказывали, что теплоход затонул очень быстро, а оказавшихся в воде людей не стали подбирать грузовые суда.
По словам спасенных, мимо тонущего теплохода, надувных плотов и находившихся в воде людей прошли без остановки два грузовых судна, хотя им кричали и махали руками. Глава Республики Татарстан уже пообещал разобраться и с теми судами, которые не оказали помощь пострадавшим пассажирам, и с владельцами "Булгарии". Неоказание помощи терпящим бедствие - серьезное уголовное преступление.
Еще один вопрос, который интересует следствие: устанавливается, как именно вода проникла внутрь судна и почему оно затонуло так быстро.
Уже известно, что в последний раз теплоход проверяли меньше месяца назад. Техническое состояние теплохода "Булгария" было признано годным, говорится в сообщении Минтранса России.
По данным минтранса, которые успели получить следователи, спасательное снаряжение на борту отвечало требованиям правил Российского речного регистра.
На теплоходе были спасательные плоты на 120 человек, две спасательные шлюпки на 36 человек, спасательные жилеты - 165 штук, а также 12 штук детских. В 2007 году, судно прошло освидетельствование по корпусным механизмам и электрооборудованию на Пермском судоремонтном заводе. Там техническое состояние также было признано годным.