11.07.2011 23:40
    Поделиться

    Андрей Спиридонов: В рамках ГЧП государство может привлекать и малый бизнес

    Государственный франчайзинг вырастит бизнес

    Ассоциация молодых предпринимателей России предложила систему государственного франчайзинга как нового инструмента государственно-частного партнерства (ГЧП) для малого и среднего предпринимательства. Мы полагаем, что эта система позволит на основе создания специального механизма ГЧП открывать новые малые предприятия именно в тех сферах, где это нужно государству.

    В последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.

    В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП, можно назвать: договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, федеральные законы: о концессионных соглашениях, об особых экономических зонах в РФ; о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; о Банке развития. ФЗ об иных государственных корпорациях: "Роснано", ЖКХ, "Олимпстрой". А также постановления правительства: об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания"; об Инвестиционном фонде РФ; о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.

    Как правило, в рамках государственно-частного партнерства государство привлекает в основном крупный бизнес, но малый и средний мог бы также активно участвовать в ГЧП. Здесь нужны специальные законодательные механизмы, к одному из которых и относится "государственный франчайзинг". Подобная форма уже предусмотрена в действующем законодательстве и называется концессионным соглашением, однако она существует в узко определенном сегменте - при использовании или создании объектов недвижимого имущества. Целесообразно рассмотреть вопрос существенного увеличения возможностей применения данного механизма за счет расширения предмета концессионного соглашения. В частности, предметом, помимо имущества и исключительных прав, могло бы выступать поручение концендента (государства) о создании концессионером (физическим или юридическим лицом) предприятия по производству товаров и услуг в соответствии с определенными соглашением требованиями на долгосрочной (не менее 5 лет) основе. При этом необходимо, чтобы поручение было подкреплено особыми условиями поддержки (например, опираться на существующие меры поддержки малого и среднего предпринимательства, отраслевой "протекционизм"), иными ресурсами, имеющимися в распоряжении концендента.

    Государство, решая задачи импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной сферы, образования, медицины, культуры, смогло бы повсеместно и в массовом порядке использовать огромный исполнительский ресурс, катализировать рост предпринимательской активности именно там, где это стратегически необходимо. Органы местного самоуправления также смогли бы использовать концессионные соглашения в соответствии с планами генерального развития своих территорий.

    Что касается мирового опыта использования франчайзинга, то, согласно данным ТПП США, около 97% франчайзинговых предприятий хорошо преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем 62% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. Наиболее распространенной причиной "фиаско" является неверная оценка успешности выбранного направления и бизнес-модели.

    Примером использования алгоритмов "государственного франчайзинга" для малого и среднего бизнеса России может являться предложение Ассоциации молодых предпринимателей о создании в стране сети политехнических познавательных центров, где бы могли решаться стратегические задачи повышения интеллектуального уровня россиян, необходимого для масштабной модернизации страны. Так, в качестве задачи государство ставит перед собой повышение уровня базовых знаний каждого человека, увеличение степени его эрудированности, склонности к восприятию и использованию новых знаний социальных групп, что в свою очередь является одним из основных направлений деятельности по построению интеллектуального общества.

    Кроме того, следует отметить, что большие возможности применения "государственного франчайзинга", на наш взгляд, имеются в проектах коммерциализации ГЛОНАСС, производстве, внедрении и распространении новых технологий, организации детских дошкольных учреждений, производстве продуктов питания, сфере государственного и муниципального заказа.

    Поделиться