Борис Тарасов: Настоящему писателю непросто существовать в условиях массовой культуры

В литературном институте имени Горького в разгаре вступительные экзамены. Рядом со старинным особняком XVIII века, где родился Александр Герцен, толпятся абитуриенты.

Мария Малиновская приехала из Гомеля, чтобы попробовать свои силы на поэтическом поприще. И это несмотря на то, что у себя в Белоруссии она может поступить в любой вуз без экзаменов, поскольку является победителем олимпиады по русскому языку и литературе. Ее тезка Мария Беспалова - из Соликамска в Пермском крае. "Я уже поступала два раза, - говорит она. - Даже успела поучиться год в театральном. Но очень хочется поступить в Литературный институт". А вот Иван Контарев из Санкт-Петербурга успел создать свою музыкальную группу и пишет для нее песни. "Слово - мой инструмент, - говорит он. - Любое мое открытие в жизни переходит в стихи".

- Подано уже свыше 550 заявлений - почти вдвое больше, чем за этот период в прошлом году, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии Оксана Лисковая. - В целом же ничего не изменилось, у нас стабильные испытания.

Результаты ЕГЭ являются обязательными только для тех, кто выпустился из школы после 2009 года. Те, кто получил аттестат раньше, имеют право выбирать между Единым государственным экзаменом и формой экзамена Литинститута, то есть сочинение по литературе и изложение по русскому языку.

компетентно

Кто сегодня "идет в писатели"? - с этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к ректору Литературного института имени Горького Борису Тарасову.

Борис Тарасов: Кто чувствует потребность к сочинительству, письму, творческой работе. Правда, иногда это может быть иллюзия, самообман, когда страсть к писательству не подкреплена соответствующими дарованиями. Все это как раз выясняется на экзаменах, на творческом конкурсе, на собеседовании. И отбираются действительно те, кто по-настоящему проявляет писательские способности, сочетает потребность в литературном творчестве с реальными возможностями.

РГ: Какие перспективы трудоустройства после окончания Литинститута?

Тарасов: Мы сейчас существуем в своеобразной социокультурной ситуации, когда доминирует рыночная идеология и, соответственно, массовая культура.

Настоящему писателю в таких условиях находиться весьма непросто. Существует даже полушуточное утверждение: появись сейчас "Война и мир", "Евгений Онегин" или "Братья Карамазовы", их сочли бы "неформатными".

Мы стараемся сочетать две составляющие в образовании. Первая - это обучение в творческих семинарах поэзии, прозы, очерка и публицистики, детской литературы, драматургии, литературной критики.

А вторая-широкое гуманитарное образование. Это очень важно. Существует отделение художественного перевода - уникальное, как и сам институт. Отсюда выходят очень известные переводчики. Наши выпускники работают на радио, телевидении, в издательствах, журналах, в разных фирмах, администрациях.

РГ: Утверждение о том, что можно стать писателем, не учась в Литературном институте, все-таки неверно?

Тарасов: Горький, например, нигде не учился, но постоянно образовывал самого себя. Это, конечно, уникальный случай. Все-таки для большинства важна даже сама атмосфера Литинститута. Я уж не говорю про приобретенные знания. Но, конечно же, при наличии таланта.

РГ: Чему вы уделяете особенное внимание при вынесении решения о зачислении?

Тарасов: Языку, творческой фантазии, художественной образности, оригинальности мышления. Чем выше уровень знаний в сочетании с этими способностями, тем реальнее шанс у человека поступить в Литинститут.