12.07.2011 09:10
    Поделиться

    Объем торговли в Тульской области растет быстрее, чем доходы населения

    На публичных слушаниях в Тульской областной думе по исполнению бюджета за 2010 год неожиданно был поднят вопрос о серых схемах оплаты труда. Некоторым участникам показались странными цифры социально-экономического развития региона.

    Так, оборот розничной торговли в 2010 году вырос на 10,7 процента. По этому показателю Тульская область оказалась на четвертом месте в ЦФО после Москвы, Подмосковья и Воронежа, то есть существенно более крупных регионов. Общий объем розничной торговли, как следует из доклада минрегионразвития о социально-экономическом положении в субъектах Федерации, превысил 150 миллиардов рублей.

    При этом, по данным Росстата, реальные доходы населения выросли всего на семь процентов. Среднемесячная номинальная зарплата, начисленная работникам в 2010 году, составила 15589,7 рубля, что выше уровня 2009-го на 9,9 процента. Между тем индекс реальной зарплаты, рассчитанный с учетом изменения потребительских цен, составил 101,9 процента.

    По оценкам некоторых источников, уровень теневых доходов составляет 16-40 процентов от официального фонда оплаты труда

    Замдиректора областного департамента экономического развития Александр Снопок, отвечая на вопрос "РГ" о причинах такого явления, заметил, что не видит ничего особенного в увеличении покупательной способности населения. К тому же индекс промышленного производства в регионе вырос на 12,6 процента. Однако по росту в экономике Тульскую область обходят и Московская, и Калужская, и Липецкая, и Белгородская области, а по объемам покупок туляки все равно впереди калужан с белгородцами. Причем - даже по уровню продаж сложной бытовой техники и автомобилей. Это при том, что и средняя зарплата в той же Калуге выше.

    Напрашивается вопрос: откуда у граждан деньги? Тем более что эти тенденции сохраняются и в нынешнем году. Так, по данным Туластата, за первые пять месяцев 2011-го оборот розницы составил 107,9 процента к аналогичному периоду прошлого года, на шесть процентов вырос и объем платных услуг населению, тогда как реальная зарплата упала до 98,9 процента. Говорить о заначках в чулках, сохранившихся с советских времен, явно не имеет смысла - их давно уже потратили. Можно было бы предположить, что туляки внезапно кинулись снимать деньги в финансовых учреждениях. Однако банковские вклады в прошлом году ежемесячно росли на 2,5-3,5 процента, что, кстати, также опережает уровень соседних регионов. Конечно, в Тульской области много пенсионеров, - по данным территориального управления Пенсионного фонда, около 550 тысяч, практически каждый третий. Однако их средняя пенсия в 2010 году была 7,2 тысячи рублей. А получается, что ежемесячно среднестатистический туляк тратил только на покупки примерно по 11 тысяч рублей, из них лишь 3600 - на продукты. Так что пенсионеры "рекордных" закупок явно не делали.

    Председатель Тульской федерации профсоюзов Игорь Каенков считает, что причины столь странной статистики - в серых схемах оплата труда.

    - Занимаюсь этой проблематикой с конца 2006 года, когда готовили соглашение с налоговыми органами по вопросам, связанным с увеличением поступлений налогов с физических лиц. Один из пунктов того документа - рост заработной платы, - поясняет Игорь Каенков. - Когда начали разбираться, посмотрели количество трудоспособного населения, занятого населения, фонд оплаты труда… И увидели, что цифры не "бьются", даже с той средней зарплатой, которую нам показывают данные статистики. Вывод - мы где-то теряем довольно значительное количество людей с заработками. Да, есть внутренняя миграция, есть безработные, но выпадает намного больше. По нашим тогдашним подсчетам, до 20-30 миллиардов рублей в год.

    После тех откровений появилось постановление губернатора о борьбе с теневой экономикой и легализацией серых зарплат. Совместная работа налоговых органов, администраций, профсоюзов дала результат. После того как работодателей, порой с определенной жесткостью, убедили поднимать зарплаты до среднеотраслевых, а предпринимателей - до прожиточного уровня, прирост по НДФЛ в 2007 году превысил плановые показатели на 24 процента. А потом случился кризис и бизнесменов перестали "кошмарить". Сегодня из кризиса вышли, бизнес вроде бы выжил, но некоторые негативные привычки, похоже, сохранил.

    Впрочем, начальник УФНС по Тульской области Сергей Алехин не согласен с профсоюзным лидером в оценке объемов теневой экономики. По его словам, "зарплат в конвертах" за последние годы стало существенно меньше, а борьба с этим явлением не ослабла.

    - По оценкам некоторых источников, уровень теневых доходов составляет 16-40 процентов от официального фонда оплаты труда. Но я не думаю, что это так, - заметил Сергей Алехин, добавив, что "мы не можем это учитывать в анализе ситуации".

    Кстати, кроме руководителя налогового управления, никто из официальных лиц, присутствовавших на публичных слушаниях, столь острой темой всерьез не заинтересовался. Пожалуй, это можно объяснить: к предпринимателям, использующим "серые" схемы, чиновник может подойти с любыми вопросами. Скажем, попросить провести какой-нибудь День деревни или сделать пожертвования в тот или иной фонд.

    - На эти налоговые преступления многие проверяющие органы смотрят сквозь пальцы, - комментирует Игорь Каенков. - Потому как выгоднее иметь "крючки", за которые можно дергать. Тем более что муниципалитеты сегодня в сложнейшей ситуации - у них скромная налогооблагаемая база, мало поступлений в бюджет.  

    Поделиться