Новости

13.07.2011 00:25
Рубрика: Общество

Река слез

Корабли, самолеты, катера...все чаще становятся братской могилой для пассажиров

Вчера в казанском речном порту состоялась траурная церемония, посвященная погибшим в кораблекрушении, прошли первые похороны погибших.

В то же время в Томске после аварийной посадки Ан-24 на Оби следствие возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц . На Телецком озере в Республике Алтай продолжены поиски людей с затонувшего катера.Череда трагических событий, происшедших в последние дни, невольно обращает на себя внимание.

Стена речного вокзала в Казани, где были вывешены списки спасенных и погибших пассажиров теплохода, теперь превратилась в импровизированный мемориал. Ее усыпали цветами и детскими игрушками, уставили свечами.

У списков толпится народ. Люди подолгу, словно завороженные, всматриваются в перечень имен. Кто-то ищет знакомых, кто-то просто пытается осознать масштаб трагедии...

Родственники же пропавших без вести сейчас находятся в оперативном штабе, неподалеку от зоны поиска.

Как сообщили в оперативном штабе вчера вечером, на поверхность подняты с затонувшего теплохода "Булгария" тела 90 погибших. 39 человек пока числятся пропавшими без вести.

- Основные палубы судна уже обследованы, - сообщил заместитель министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Николай Суржко. - Ведутся работы в трюме. Впоследствии судно обследуют еще раз.

Вчера же в Татарстане состоялись первые похороны погибших на "Булгарии". Все расходы, связанные с транспортировкой и захоронением, взял на себя республиканский бюджет. Кроме того, известно, что власти республики намерены выплатить пострадавшим во время крушения, а также родственникам погибших компенсации. Руководство Татарстана определяется с размером.

Однако родственников погибших больше всего волнуют другие вопросы: почему произошло крушение пассажирского теплохода и будут ли наказаны виновные в этом? А кроме того, как могло получиться так, что два судна проследовали мимо терпящей бедствие "Булгарии", так и не оказав ей помощь?

Впрочем, на один из вопросов ответ уже есть: следствие возбудило уголовные дела по фактам неоказания помощи капитанами судов "Арбат" и "Дунайский 66", которые прошли мимо места катастрофы и не оказали помощь пассажирам теплохода.

Кроме того, как сообщают в Приволжской транспортной прокуратуре, туристический круиз, во время которого произошла трагедия, осуществлялся незаконно. У перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров.

По мнению коммерческого директора турфирмы "Волжские путешествия" Романа Калмыкова, одной из причин, повлекших за собой трагедию, могла явиться "частичная некомпетентность компании, которая непосредственно управляла данным судном". Для того чтобы такой теплоход приняли Российский речной регистр, санэпидслужбы, надо очень сильно постараться. Он не исключает, что у судна могло быть разрешение только на перегон. А при наличии такого документа зачастую уже никто не контролирует, вышел ли теплоход на воду с туристами или без. А если так, то, не ровен час, подобное может повториться с любым другим судном.

А может быть и с самолетом. Как сообщает корреспондент "РГ" Анатолий Буров, количество пострадавших при аварийной посадке Ан-24 на Оби возросло до 30. Они госпитализированы в больницы городов Стрежевой и Нижневартовск. Погибли пять человек, судьба двоих пока неизвестна. Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин вчера уточнил, что среди пассажиров был грудной младенец. Он добавил, что согласно предварительным данным авария произошла по причине возгорания двигателя, при совершении посадки на воду у самолета отвалилась хвостовая часть. Найдены "черные ящики" самолета.

В авиакомпании "Ангара" от комментариев отказались. ЗАО "Авиакомпания "Ангара" базируется в международном аэропорту Иркутск. Создана на базе Иркутского авиаремонтного завода N403 и является структурным подразделение туристического холдинга "Истлэнд". Осуществляет региональные регулярные и чартерные рейсы в Сибирском федеральном округе.

А следом за аварией самолета поздно вечером произошло другое ЧП. На Телецком озере в Республике Алтай переворачивается и тонет катер на подводных крыльях модели "Волга". На борту находились 13 человек. Судно совершало экскурсию от поселка Беле в сторону поселка Артыбаш и на повороте от водопада Корбу накренилось и перевернулось. Девять человек подобрали подоспевшие на помощь катера, остальных ищут спасатели.

По предварительным данным следствия, передает корреспондент Сергей Зюзин, причиной аварии стало превышение скоростного режима судна. Управляющий катером матрос, который находился в нетрезвом состоянии, не справился с управлением.

Поиск четырех пропавших туристов, в том числе и ребенка, продолжается.

Когда верстался номер

В ходе расследования уголовного дела о катастрофе теплохода "Булгария" задержаны генеральный директор компании "Аргоречтур" Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Об этом заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Ранее в отношении них было возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". "В настоящее время решается вопрос об их заключении под стражу", - сообщил представитель СКР.

В мертвой зоне

Госкомиссия приняла решение снять с маршрутов суда класса "Булгарии".

Сейчас в России, по данным минтранса, 18 таких судов. Три из них на ходу. Теперь до выяснения всех обстоятельств трагедии им тоже придется бросить якоря.

Минтранс также пересмотрит нормативно-правовую базу эксплуатации судов, чтобы повысить уровень безопасности на реках .

Как уже писала "РГ", ни одно судно не должно выходить в плаванье, тем более с пассажирами, не получив свидетельство на эксплуатацию после ежегодного планового осмотра. Такое свидетельство "Булгария" получила. А дальше - ответственность переходит к собственнику и капитану. Именно они принимают решение выходить судну на маршрут или нет. Между получением свидетельства и началом плавания проходит время. В случае с "Булгарией" - почти месяц. И этот период практически остается в "мертвой зоне" для внешнего контроля.

Можно, конечно, к каждому судну, выходящему в рейс, приставить по инспектору. Но это утопия. А можно так поднять материальную ответственность и собственника, и капитана, что они сами будут проверять каждый сантиметр судна на предмет исправности и лично задраивать иллюминаторы в непогоду. Речь идет о законопроекте об обязательном страховании ответственности перевозчика. Он устанавливает компенсацию за гибель пассажира на любом виде транспорта. Максимальная сумма выплаты - 2 миллиона 25 тысяч рублей. Вот и считайте, во что бы обошлась трагедия на Волге для страховой компании, если вчера утром число погибших дошло уже до 58 человек. Более 117 миллионов! И ни один страховщик после заключения договора не пустит ситуацию на самотек. Они будут жестче инспектора госнадзора следить за ситуацией на судне.

Конечно, есть еще уголовное наказание, и эта норма действует. Но, как видим, не срабатывает. По факту крушения "Булгарии" возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ. Она предусматривает тюремный срок от 5 до 7 лет. Может, и здесь надо ужесточить закон? Хотя не на всех это подействует. Исконно российское "авось" вкупе с отсутствием чувства самосохранения могут и здесь взять верх. Так что ужесточение контроля в любом случае необходимо.

Не менее важен и вопрос поддержки отрасли. Новое пассажирское судно стоит не менее 25-30 миллионов евро. И пока судовладельцы при вложении средств в строительство теплохода смогут рассчитывать на получение прибыли только через 25 лет, подсчитал президент Ассоциации судоходных компаний Алексей Клявин. Вот и вся арифметика, которая объясняет, почему по нашим рекам ходят старые суда, самому молодому из которых уже 30 лет. Чтобы исправить ситуацию, нужно снижать эксплуатационные расходы и сделать более привлекательными кредиты для владельцев судоходных компаний на покупку судов, говорят эксперты. Правда, законопроект о поддержке судоходства и судостроения, который должен переломить ситуацию, принят Госдумой пока только в первом чтении. Как, впрочем, и проект закона об обязательном страховании на всех видах транспорта, который находится в парламенте уже полгода.

Общество Ежедневник Образ жизни Филиалы РГ Волга-Кама ПФО Татарстан Казань РГ-Фото Трагедия теплохода "Булгария" Фото: Волга-Кама Фото: Северо-Запад