Корабль "Атлантис" поставит точку в программе полетов американских шаттлов. Накануне он в последний раз пристыковался к Международной космической станции. В течение восьми суток на МКС будут работать десять человек.
После открытия люков между кораблем и станцией экипаж "челнока" в составе командира Кристофера Фергюсона, пилота Дугласа Херли, специалистов полета Сандры Магнус и Рекса Уолхейма присоединился к экипажу МКС - командиру-космонавту Роскосмоса Андрею Борисенко, бортинженерам Александру Самокутяеву и Сергею Волкову (Роскосмос), Рональду Гарану и Майклу Фоссуму (НАСА), Сатоши Фурукаве (ДжАКСА).
Перед стыковкой был выполнен так называемый кувырок, во время которого экипаж МКС сделал снимки "Атлантиса". Этот маневр выполняется со времен катастрофы "Колумбии": чтобы выявить возможные повреждения обшивки корабля, полученные при старте.
Последний полет по программе "Спейс шаттл" начался 8 июля и должен продлиться 12 суток. "Атлантис" доставил на станцию многоцелевой модуль "Рафаэлло" с расходными материалами, а также другие грузы для нужд обитателей "небесной коммуналки". В ходе совместного полета корабля и станции намечен один выход в открытый космос - 12 июля.
Команда шаттла проведет очень важный эксперимент - по тестированию инструментов и технологий, необходимых для автоматизированной дозаправки спутников на орбите. Для чего он нужен? Автоматизированная дозаправка сможет не только продлить жизнь спутникам и межпланетным станциям, но и избежать дополнительных запусков кораблей, а также опасных для человека работ с топливом в условиях космоса. До сегодняшнего дня срок службы спутников на орбите ограничивался временем расхода топлива. В случае успеха НАСА планирует начать дозаправку настоящих спутников на орбите уже в мае 2013 года.
"Атлантис" станет последним челноком, запущенным по программе "Спейс шаттл". Выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на их подготовку и обслуживание стали причиной решения о прекращении полетов. По словам главы НАСА Чарльза Болдена, уже определена "земная прописка" космических "челноков".
Так, никогда не летавший шаттл "Энтерпрайз", который в настоящее время находится в музее Смитсоновского института в районе вашингтонского аэропорта Даллеса, будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке. Его место в Смитсоновском институте займет шаттл "Дискавери". Шаттл "Индевор" встанет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. А "Атлантис" будет выставлен в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. НАСА также предлагает школам и университетам США получить для своих коллекций предметы, связанные с историей шаттлов, в частности, куски термоизоляционных плиток.
После прекращения полетов шаттлов главным средством доставки космонавтов на орбиту останется российский корабль "Союз". Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на сумму 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС. Данный контракт является расширением предыдущего контракта на сумму 355 миллионов долларов, заключенного в апреле прошлого года и касавшегося периода 2013-2014 годов. Новое соглашение будет действовать до 30 июня 2016 года. В рамках контракта корабли "Союз" в 2014-2015 годах доставят на МКС 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а затем обеспечат их возвращение на Землю. Договор также предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов.
"Атлантис" был передан НАСА в апреле 1985 года. При его строительстве было внесено множество улучшений. Скажем, он легче шаттла "Колумбия"" на 3,2 тонны и на его строительство потребовалось в два раза меньше времени.
С 1995 года "Атлантис" семь раз летал к российской космической станции "Мир": был доставлен дополнительный стыковочный модуль и осуществлялась смена экипажей.
Всего корабль совершил 32 космических полета, провел на орбите 293,61 суток, пролетел в общей сложности 194 168 813 километров. В состав его экипажей входило 185 человек. "Атлантис" участвовал в съемках фильма "Армагеддон".
Роскосмос и Национальное аэрокосмическое агентство США имеют договоренность о возвращении на Землю членов экипажа американского шаттла "Атлантис" на российских кораблях "Союз" в случае его повреждения. "Есть предварительная договоренность. План возможного спасения астронавтов утвержден обеими сторонами", - сообщил еще в июне заместитель директора пилотируемых программ НАСА в России Марк Боуман. В НПО "Звезда" изготовлены индивидуальные кресла-ложементы и аварийно-спасательные скафандры "Сокол-КВ2" для всех членов экипажа "Атлантиса". "Астронавты провели в России две примерки кресел-ложементов и скафандров. Кроме того, они прошли короткую подготовку для полета на кораблях "Союз", - сказал Боуман.
Что придет на смену шаттлам? НАСА разработало корабль "Орион" и ракету-носитель "Арес-1". Планировалось, что первый полет корабль нового поколения совершит в 2015 году и станет доставлять астронавтов и оборудование на МКС. Однако работы затягиваются из-за проблем с финансированием. Сейчас в создании космических транспортных кораблей руководство НАСА делает ставку на коммерческие компании.
А в это время
Космонавты МКС помогают ученым получить новые данные об уровне углекислого газа в атмосфере Земли. Они провели очередную сессию эксперимента со сказочным названием "Русалка". Об этом в своем блоге на сайте Роскосмоса сообщил бортинженер 28-й длительной экспедиции Александр Самокутяев. Этот опыт разработан и подготовлен в Институте космических исследований РАН. Российский прибор "Русалка" - РУчной Спектральный АнаЛизатор Компонентов Атмосферы - был доставлен на станцию в 2009 году. С тех пор научная программа с использованием уникальной аппаратуры для изучения парниковых газов периодически проводится космонавтами во время специальных сеансов. А результаты оперативно передаются на Землю ученым.