В "Российской газете" уже началась дискуссия о проекте нового федерального закона о культуре. После завершения экспертного обсуждения этого проекта широкая общественная дискуссия по нему просто необходима. И начало этой дискуссии мы положим в Общественной палате РФ, где пройдут общественные слушания по проекту нового закона о культуре. Не исключаю, что после этого текст законопроекта будет выложен для публичного обсуждения в Интернете, ведь новый закон о культуре - тема важная и актуальная, волнующая общественность уже много лет.
Российская культура развивается: появляются новые театральные и кинорежиссеры, открываются имена талантливых художников и писателей, в социально-политическую жизнь в целом, наконец-то, возвращается словосочетание "культурная политика". Но современное правовое поле по-прежнему не работает в нужном культуре ключе. Законодательству в сфере культуры нужны правовые средства, позволяющие решать практические проблемы, стоящие перед интеллектуальным сообществом XXI века.
Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития. Параметры, создающие надлежащие основы для актуального гражданского диалога как внутри страны, так и за ее пределами.
В творческих силах российских деятелей культуры не сомневается никто. Но сама культура, как сфера общественной и политической жизни, требует немедленного обновления правовой основы. Единое культурное пространство должно иметь в качестве своего правового базиса стабильный и современный законодательный акт, гарантирующий конституционные права и свободы человека и гражданина в культурной сфере, обеспечивающий действенные правовые механизмы их реализации. А действующий сегодня, базовый для культуры закон - Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 года - принимался еще до вступления в силу Конституции РФ, во время, существенно отличающееся от нынешнего.
Поэтому для модернизации законодательства о культуре во главу угла должна быть положена задача реализации положений нашей Конституции, гарантирующей широкий круг прав и свобод человека в сфере культуры. Исходя именно из этого принципа Комитетом Государственной Думы по культуре и специалистами Российского института культурологии был подготовлен проект нового федерального закона о культуре, который уже сейчас - на стадии обсуждения - находит широкую поддержку культурной общественности.
Новый базовый федеральный закон о культуре в Российской Федерации должен возглавить и объединить группу отраслевых правовых актов Российской Федерации в области культуры. И наш проект призван сыграть не только эту объединяющую роль, но и отразить новое понимание культуры, соответствующее реалиям XXI века. Важно изменить отношение к культуре как государства, так и непосредственных участников культурной жизни: не только деятелей культуры и работников профессиональных учреждений, но и всех граждан нашей страны.
Сегодня состояние культуры не измеряется только работой министерства культуры, региональных и муниципальных департаментов, учреждений культуры. Культура сегодня - сфера, пронизывающая всю общественную, политическую и экономическую жизнь. Это - реальный потенциал развития страны и движущая сила модернизации. Культура позволяет сохранить самобытные традиции всех народов, живущих на огромной территории нашей страны, и дать толчок для появления инновационных форм во всех видах деятельности. Медиативная роль культуры позволяет нам объединять поколения, передавать традицию от отцов к детям, консолидировать таким образом общество, социальные силы, способные к творческой деятельности. А сам смысл творчества заключается, в свою очередь, в создании новых интеллектуальных форм, которые и позволят выйти России на абсолютно новый этап своего развития.
За десятилетия, прошедшие после принятия Основ законодательства Российской Федерации о культуре, кардинально изменилась не только наша страна, но и весь мир. Процессы глобализации, появление и развитие различных субкультур, новых информационно-коммуникационных технологий не могут не влиять на структуру культуры в целом. Поэтому и закон о культуре должен соответствовать реально существующей сегодня культурной среде: отражать современное понимание культуры как совокупности присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве. Это принципиально новый подход, основанный на мировоззренческой роли культуры, на ее понимании как самостоятельной и самоценной сферы человеческой деятельности, формы общественного бытия.
Исходя из этого, мы и закрепили в законопроекте понятие культурного пространства как сферы распространения определенных ценностей, традиций и верований. С понятием "культурное пространство" таким образом тесно связано и понятие культурного разнообразия.
На основании нового понимания культуры и культурного пространства законопроект реализует переход от "инфраструктурного" подхода к культуре к мировоззренческому, уделяющему особое внимание отношению в обществе к культуре, участию в культурной жизни всех членов общества.
Для того чтобы новый закон о культуре действительно обеспечил изменение отношения к культуре, в нем, естественно, должны быть использованы соответствующие этой задаче правовые средства. Прежде всего - закреплено право каждого человека на участие в культурной жизни. Это важнейшее право современного человека, которому должны быть доступны самые разнообразные формы участия в культурной жизни. И это право не измеряется количеством кинозалов или библиотек в отдельных населенных пунктах. Если, к примеру, в небольшом городе есть пять кинозалов, где нет разнообразного контента, а идут, допустим, одни голливудские комедии, то грош - цена этим учреждениям. Если в городе есть десять библиотек, но ни в одной из них нет нормального перечня научной, учебной литературы, нет произведений классики или современной прозы, то вряд ли эти библиотеки будут интересны жителям этого города. Нам всем важно отчитаться не за количество, а за качество и разнообразие культуры. Поэтому, кстати, мы при формировании бюджета всегда настаиваем на необходимости проектно-программного подхода в культуре, чтобы реально видеть, как то же Министерство культуры РФ предлагает развиваться сфере в целом. Причем идеи для новых проектов и программ мы можем найти не только на федеральном уровне. В каждом муниципалитете, в каждом регионе есть точки для культурного роста. И это должно быть обязательно закреплено в оценке деятельности глав этих субъектов и муниципалитетов. Но критерий этот, повторю, не должен основываться исключительно на количестве учреждений культуры в том или ином регионе. Основанием должна стать степень вовлеченности каждого жителя в культурную жизнь.
Создание культурной среды для каждого человека - это базис для улучшения всех условий жизни. И одним из основных критериев комфортной культурной среды является доступ к художественному образованию, произведениям искусства, учреждениям культуры. Право на художественное образование должно восприниматься и как часть общего права на образование, и как право на образование в сфере культуры и искусства. Это право должно сопутствовать всей жизни человека, способствовать его личностному и культурному развитию, эстетическому воспитанию.
Право на участие в культурной жизни провозглашено Конституцией России еще в 1993 году, но формы его реализации в действующем законодательстве вообще не обозначены. Хотя это право в широком смысле представляет собой право на определение своего образа жизни: среды, в которой живет человек, традиций, которых он придерживается, стремлений и идеалов, из которых он исходит, совершая определенные поступки.
Мы в законопроекте раскрываем его содержание и прописываем, что каждый имеет право на участие в культурной жизни посредством свободного определения своего образа жизни, основанного на тех или иных ценностях, традициях и верованиях; свободного осуществления любого вида профессиональной и непрофессиональной (любительской) творческой деятельности; личного участия в любых видах культурной деятельности; создания культурных ценностей и пользования ими; пользования любыми культурными благами; свободного определения своей принадлежности к любому культурному сообществу и участия в его деятельности.
Каждый гражданин задействован в создании культурной среды. А культурная среда - это комфортные условия жизни. Мы видим, что в последнее время именно вопросы культурной среды вызывают в обществе резонанс. Во Франции запретили носить хиджаб, чем продемонстрировали свои правила поведения, свои традиции и взгляды на мироустройство. "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого", - эта всем известная истина актуальна и по сей день, и касается она не только конкретного индивида, но и нации, народа, общества в целом. И соблюдение этого принципа позволяет сформировать комфортную для всех культурную среду, а следовательно, и реализовать право на участие в культурной жизни.
При этом государство обязано создать систему гарантий реализации этого права, то есть поддерживать все формы творческой самореализации личности, вовлекать как можно больше граждан в культурную деятельность, приобщать все общество к созданию и сохранению культурных ценностей.
Только так, сообща, мы сможем сохранить все те богатства, которые сейчас есть в российской культуре, и помочь открыться людям, обладающим творческим потенциалом. Их в России всегда было много. Именно культура, отдельные творческие персоналии - талантливые мастера искусства - и создают историю государства. И всем нам, думаю, хочется, чтобы XXI век запомнился нашим потомкам как век свободных творческих людей - активных граждан, создающих произведения искусств на благо всей страны.