Николай Цуканов: Калининградская область вынуждена постоянно решать проблемы экономической безопасности

Почему Калининградской области недостаточно только закона об ОЭЗ, появятся ли здесь новый порт и игорная зона, можно ли победить контрабандный вывоз янтаря и вернуть авиахаб? На вопросы журналистов в ходе делового завтрака в Калининградском филиале "РГ" ответил губернатор региона Николай Цуканов.

Зона особых рисков

Российская газета: Николай Николаевич, почему сейчас идут разговоры о том, что региону нужен некий новый особый статус или закон, ведь уже есть закон об Особой экономической зоне в Калининградской области?

Николай Цуканов: Проблемы области действительно уникальны. Мы не имеем границ с Россией, сообщение с ней идет через два сопредельных государства. Это и делает Калининград зоной рисков.

Местный бизнес подвержен постоянным рискам с точки зрения логистики. Мы конкурируем не с другими регионами России, а с соседними странами. К примеру, литовцы, пытаясь наполнить свои порты, просто повышают железнодорожные тарифы. Но если мы увеличим плечо на 30 километров по Белоруссии и тариф изменится на два доллара - загрузка портов резко упадет, мы уже будем неконкурентоспособны.

Такие же риски связаны с другими сферами. Продовольственная безопасность - вот недавний пример с запретом на ввоз овощей из Европы. Если в Москву можно привезти овощи, допустим, из Краснодара, то в Калининград через три границы это сложно сделать, здесь почти половина овощного рынка - из Европы.

Все это часто упускается из виду. Поэтому было бы неплохо в законодательных актах, которые влияют на жизнь региона, прописывать оговорку: "кроме Калининградской области". А еще лучше - иметь один "Закон о Калининградской области".

РГ: Сейчас в калининградской ОЭЗ два типа резидентов - крупные инвесторы "новой" зоны по закону 2006 года и участники "старой" ОЭЗ 1996 года, которые держатся на таможенных льготах. Последним дали десять лет, чтобы перестроить бизнес на импортозамещение и не зависеть от ввозных материалов. Что будет, когда этот переходный период, а с ним и льгота по растаможке закончится в 2016 году?

Цуканов: Между прочим, эти льготы помогают наполнять отнюдь не местный бюджет. Возьмем для примера крупное автосборочное предприятие "Автотор". Бюджет области получает от него более 50 миллионов рублей в год, федеральный бюджет - около 14 миллиардов. И такая динамика по всем отверточным производствам, пользующимся таможенной льготой "старой" ОЭЗ. Так кто кого должен уговаривать преференции оставить?

Тем не менее федеральный центр категорически отказывается продлять эти льготы, напоминая, что переходный период был дан, чтобы произвести локализацию производства, приобрести технологии. Это правильно, это нужно было делать. Но сильно помешал кризис, отодвинувший эти планы на годы. С другой стороны, наши производители думают: ну куда все денутся, ведь сокращение производств, которые не смогут работать без этих льгот, вызовет социальный взрыв (там трудятся порядка 14-15 тысяч человек).

Понятно, мы будем защищать интересы наших производителей перед федеральным центром, но необходимо самим делать регион более самостоятельным.

РГ: Появляются и промышленные зоны, например технополис в Гусеве...

Цуканов: Да, в Гусеве крупные компании уже строят четвертое предприятие, сейчас пятое закладывают. Мы определили еще три промышленные зоны: в Советске, Черняховске и Гурьевском районе. Рассчитываем получить полтора миллиарда рублей из федерального бюджета на инфраструктуру этих промзон уже в этом году. Подведем электричество, газ, воду, очистные сооружения построим. И сможем приглашать инвестора на обустроенную территорию. И к преференциям ОЭЗ предложим ему местные налоговые льготы. Уже есть предварительная договоренность с концерном General Motors, планирующим вложить 150 миллионов евро в строительство нового завода в области.

Хаб в воздухе и в море

РГ: Во время недавнего визита в регион замглавы минтранса РФ Виктор Олерский назвал Калининградскую область одним из лучших мест в стране для размещения глубоководного порта-хаба. Но зачем региону новый порт при том, что существующие не загружены?

Цуканов: Скоро мы увидим увеличение потока. Будущий глубоководный порт не конкурент ни Усть-Луге, ни местным портам, у них совершенно разная концепция развития. Сюда смогут заходить огромные океанские суда и перегружаться на малотоннажные, которые развезут груз в другие порты. Для его строительства рассматриваются площадки в районах Балтийска, а также на побережье между Янтарным и Пионерским. Думаю, в ближайшее время будет принято решение, потому что 400 миллионов рублей в этом году в рамках федеральной целевой программы на проектирование порта заложено.

РГ: Морскому хабу еще предстоит появиться, а воздушный в области уже был - до банкротства местного авиаперевозчика. Возможно ли создание нового авиахаба?

Цуканов: К сожалению, мы действительно потеряли компанию "КД Авиа", но ее удачный эксперимент с хабом понравился всем, и прежде всего потребителям. Это значит, что такая компания нужна. А пока ее нет, мы помогаем развиваться латвийским, польским, литовским авиаперевозчикам. И те потоки, которые раньше летели через Калининград в Гамбург, Рим, Париж, Осло и так далее, летят через Гданьск, Варшаву, Ригу, Вильнюс. Поэтому сделаем все, чтобы вернуть хаб.

РГ: А когда будет достроен калининградский аэропорт Храброво?

Цуканов: Дело в том, что здание аэропортового комплекса находится в конкурсной массе - процедура банкротства "КД Авиа" не завершена. Кредиторы авиакомпании согласились вычленить это имущество, чтобы выставить на аукцион. Покупателем может быть правительство области или правительство РФ либо некий частный инвестор (сейчас есть два таких интересанта). Когда появится инвестор, мы сможем привлечь на строительство аэропорта и приобретение оборудования федеральные деньги.

Сочи нам не конкурент

РГ: А за счет чего может вырасти турпоток? Можно ли переманить сюда туриста из соседней Прибалтики или с Черного моря?

Цуканов: Сочи не наш конкурент, это очевидно. Там пляжный туризм, человек загорает, купается в теплом море. А в нашей области, скорее, надо вести речь об оздоровительном туризме. Это направление нужно развивать. Я переговорил с главами некоторых северных регионов - Мурманска, Новосибирска, Хабаровска, Красноярска. Предложил им земельные участки на нашем побережье для строительства своих пансионатов. Принципиальное согласие уже получил от некоторых губернаторов.

Должно быть больше качественных отелей, поэтому мы подтягиваем в регион операторов. Но отелей мало - должна быть идея, которая привлечет сюда путешественника. Например, очень ценные трофейные коллекции находятся в запасниках Эрмитажа или Пушкинского музея, они никогда не экспонировались. Почему бы эти трофеи не выставить в трофейной Калининградской области?

РГ: Самый западный регион все чаще становится местом деловых встреч, форумов самого высокого уровня. Деловой туризм тоже развивается?

Цуканов: Да, у нас едва ли не каждый день проходит либо международная, либо всероссийская встреча, конференция, совещание. Если мы сможем закрепить за регионом роль международной переговорной площадки, займем эту нишу. Этому поможет и государственная резиденция в Пионерском, которая вот-вот откроется.

Есть еще идея сделать область экспозиционной площадкой России. Ведь у нас прекрасные экспозиционные пространства можно создать рядом с аэропортом.

Янтарь и "Янтарная"

РГ: Что дает региону его главный символ - янтарь?

Цуканов: Регион получает порядка 20-25 миллионов долларов в год от продажи янтаря. А соседи - гораздо больше: по оценкам экспертов, объем европейского рынка янтарных изделий в последние годы уверенно держится на отметке в полмиллиарда долларов. Но почти весь этот янтарь добывается здесь. В год из области вывозится до 500 тонн янтаря, еще треть этого объема - контрабандой. Нелегальная добыча ведется уже промышленным способом - экскаваторами. И бороться с этим сложно. Недавно ФСБ провело операцию, изъяли технику, на границе задержали 40 тонн контрабандного янтаря, а через неделю эту технику вынуждены были вернуть. По закону наказание за незаконную добычу - штраф всего 2 тысячи рублей.

А наш янтарный комбинат, к сожалению, свернул практически всю переработку и просто продает сырье по демпинговым ценам. Я вышел с предложением к премьер-министру - приватизировать янтарный комбинат (сейчас им управляет минфин РФ) и продать. Не столь важно, кто его приобретет - сами янтарщики-переработчики объединятся или найдется один крупный инвестор, главное - чтобы был хозяин, который наведет порядок. Необходимо ограничить вывоз сырья, ввести заградительные пошлины, создать условия для переработчиков, обучать людей.

РГ: Там, где должна появиться игорная зона "Янтарная", пока лишь чистое поле. Суждено ли вообще закрутиться рулетке в "балтийском Лас-Вегасе"?

Цуканов: Здесь должен проявить интерес бизнес, власти уже сделали все необходимое: принят закон, отведено место. По всей видимости, нет такого интереса, ведь не построена еще ни одна игорная зона в России из четырех планировавшихся. К нам приезжают иногда потенциальные инвесторы, прощупывают почву, но мы не форсируем этот вопрос. Я еще сам для себя не решил - нужна ли эта игорная зона Калининградской области. Я думаю, это должно решать население.

Досье

Николай Николаевич Цуканов родился 22 марта 1965 года в поселке Липово под городом Гусев Калининградской области. После школы работал электросварщиком на гусевском заводе "Микродвигатель", затем проходил срочную службу в батальоне космической связи Центральной группы войск (Чехословакия). После демобилизации перешел на комсомольскую работу. В конце 1980-х годов начал заниматься бизнесом в Калининградской области и Москве. Окончил московскую Высшую школу приватизации и предпринимательства, получив диплом юриста, параллельно окончил курсы антикризисного управления и курсы управления финансами. В 2002 году защитил диссертацию и стал кандидатом психологических наук. В 2005 году победил на выборах главы Гусевского района. В 2009 году избран председателем Ассоциации муниципальных образований Калининградской области. В 2010 году возглавил региональное отделение партии "Единая Россия". С 28 сентября 2010 года - губернатор Калининградской области. Женат, имеет взрослого сына. Увлекается спортом, охотой, рыбалкой.