Новости

13.07.2011 00:50
Рубрика: Экономика

Миллионы по-флотски

Развитие водного туризма невозможно без строительства новых судов

На третьей конференции "Санкт-Петербург - морская столица России" отметили, что морской туризм - один из самых быстрорастущих сегментов рынка. При этом доля туризма в ВВП составила по итогам 2010 года всего лишь 2,5 процента, и в этом показателе доля морского и речного туризма всего 3 процента, что говорит о нереализованном потенциале.

Руководитель федерального агентства по туризму Александр Радьков обещал в этом году рост туристического потока на 4 процента - до 33,7 миллиона человек.

Среди проблем,которые необходимо решить в сфере водного туризма неразвитая инфраструктура, высокие тарифы на перевозки, недостаток инвестиционных площадок, слабый уровень конкуренции, кадровая проблема, административные формальности, неактивное продвижение региональных туристических продуктов. Для устранения этих преград потребуется создать финансовые основы для привлечения инвестиций, а также уделить особое внимание рекламе и продвижению туристических продуктов. Помочь осуществлению задуманного должна утвержденная концепция федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма до 2018 года. Также появлению все большего количества туристов , путешествующих по воде, способствует недавнее разрешение заходить во внутренние российские воды небольшим туристическим иностранным судам, а также возможность пребывать в стране 72 часа без визы пассажирам круизных лайнеров.

Впервые за всю историю страны объем финансирования сферы водных перевозок составит 330 миллиардов рублей, 96 из них поступят из федерального бюджета. Это должно не только дать толчок к развитию туристического сектора регионов-участников, но и способствовать созданию новых рабочих мест, экономическому оживлению в сфере строительства и развития инфраструктуры.

Впервые за всю историю страны объем финансирования сферы водных перевозок составит 330 миллиардов рублей

По данным заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, совокупный рынок российских круизных перевозок составил 8 миллиардов рублей, и это, конечно, скромная сумма. Замминистра признает - флот в большинстве своем "пожилой", 60 процентов городского прогулочного флота в возрасте 40-60 лет.

Государство, конечно, компенсирует две трети ставки рефинансирования по кредиту на строительство новых судов на российских верфях. Чиновники даже предполагают, что на комплексную модернизацию уже существующих судов эту схему тоже можно распространить. Однако это лишь даст отсрочку, потому что в долгосрочной перспективе нужно все же начинать строительство нового пассажирского флота. Строительство одного среднего теплохода стоит от 700 тысяч до 1 миллиона долларов, и экономика какого-нибудь отдаленного региона может не выдержать их серийное производство. Но тем регионам, где нет других вариантов водных перевозок на дальние расстояния, выбирать не приходится.

Расширение паромного сообщения тоже обойдется дорого. По словам главы компании St. Peter Line Игоря Глухова, производство среднего пассажирского парома сейчас стоит около 200 миллионов евро.

- Сейчас ведутся переговоры о покупке иностранных судов, недолго бывших в употреблении, - рассказал он, - если будет принята госпрограмма, которая финансово поддержит производство своих судов, то головные можно будет заказать в Финляндии, а серийно строить уже у нас, загрузив работой отечественные верфи.

Скачок в объемах пассажирских морских перевозок именно в Петербурге эксперты связывают с открытием порта "Морской фасад", и из ожидаемых в 2011 году 970 судозаходов в порты 300 будет принадлежать приходящим сюда паромам. Однако, по словам Глухова, ярко выраженная сезонность водных перевозок вынуждает паромную компанию искать другие способы заработка в низкий сезон. Чтобы покрыть снижение перевозок на 35-40 процентов, паромы транспортируют автопоезда - фуры, грузовики. "Морской фасад" пока не позволяет этого делать, так как является чисто пассажирским портом. Как сообщает глава паромной компании, для возвращения федеральных и городских инвестиций начата процедура по смене статуса этого порта на грузопассажирский. На высказываемые возражения о том, что из-за этого Васильевский остров Петербурга будет загроможден грузовыми очередями в порт, авторы идеи отвечают обнадеживающе. Вблизи "Фасада" в скором времени пройдет участок Западного скоростного диаметра, что, по их мнению, решит проблемы с передвижением автопоездов к порту.

Тем временем

В Ямало-Ненецком автономном округе в рамках возведения на базе Южно-Тамбейского месторождения завода по производству сжиженного природного газа планируется построить новый морской порт в Обской губе, неподалеку от поселка Сабетта. Параллельно разрабатываются варианты строительства танкерного флота ледового класса. Также разрабатывается предложение о размещении штаб-квартиры Северного морского пути в поселке Амдерма НАО. Сейчас здесь находятся аэродром и государственная исследовательская база. Следующие по Северному морскому пути суда отстаиваются в бухте Морозова недалеко от Амдермы. Соседство этих двух ключевых объектов, а также нахождение рядом двух крупных шельфовых месторождений нефти делает поселок стратегически важным местом для развития НАО и оптимальным местом для штаб-квартиры.

Экономика Транспорт Водный транспорт Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники