Серия ЧП с нашими туристами в других странах показала, что необходимо менять ситуацию со страхованием отдыха.
О том, как важно верно выбрать страховку перед выездом на курорт, многие туристы задумываются в последнюю очередь. Хорошо, если отдых проходит по схеме: купил полис, забыл про него, отдохнул, приехал обратно. Но что делать, когда страховой случай произошел?
Моя хорошая знакомая, с которой мы вместе на тот момент отдыхали в Португалии, порезала глаз, снимая косметику ватным диском (в вате оказался кусочек стекла!). Ситуация осложнялась тем, что на дворе была ночь. Девушка-оператор из сервисного центра страховой компании долго не могла урегулировать вопрос с медицинской помощью. Врач пришел только под утро. Именно тогда я поняла, что полис - это не навязанная туроператором бумажка, а жизненно важный документ, к выбору которого нужно подходить с умом.
Начнем с того, что страховка начинает работать, как только вы прошли паспортный контроль, а значит, пересекли российскую границу. Наличие этой бумаги - обязательное условие для въезда на территорию большинства стран. В зону Шенгена, например, без нее попасть невозможно. Хотя по-прежнему остаются "свободными" некоторые курорты. К примеру, Египет и Турция. Однако искать помощи в случае ЧП будет не у кого.
Туроператор, согласно закону, обязан оформить полис, только если того требует законодательство страны въезда, в других случаях он должен только проинформировать туриста о необходимости оформления страховки. В обязанности российских консульских служб входит оказание финансовой помощи соотечественникам в возвращении на родину, если они остались без средств к существованию и при наличии угрозы безопасности их жизни и здоровью. Оплачивать лечение диппредставительство не обязано.
Стандартный полис гражданина покрывает медицинские расходы, связанные с внезапным заболеванием или несчастным случаем. Это услуги неотложной помощи при отравлениях, простудах, травмах и так далее. Сколько это стоит? "Сумма в последние годы практически не меняется - 0,5-1 доллар в день. То есть за неделю отдыха выходит примерно 7 долларов", - говорит руководитель рабочей группы страховщиков Ассоциации туроператоров России Елена Скуратова.
Кстати, существует расхожее заблуждение, что "для туристов от 65 лет и детей оформляется расширенная страховка". В действительности, поясняет Скуратова, стандартная страховка и для пожилых людей, и для беременных оформляется с тем же покрытием, только стоить она будет примерно в три раза дороже, поскольку увеличиваются риски страховщика. Каких-либо дополнительных опций в подобный полис не входит - их нужно заказывать отдельно. Под определение "стандартного" туриста также не подпадают горнолыжники и прочие любители активного отдыха. Цену полиса для них можно смело умножать на два.
Размер покрытия страховки напрямую зависит и от выбранного туристом направления отдыха. К примеру, для выезда в Европу нужен полис с покрытием не менее 30 тысяч евро. США, Япония и Канада пошли еще дальше: чтобы попасть на их территорию, необходимо оформить страховку с покрытием в 50, а то и 100 тысяч долларов. Страховое покрытие в 15 тысяч долларов, оформляемое для наиболее массовых направлений российского туризма, - Турции и Египта, на сегодняшний день является минимальным. При этом обе страны, по статистике Ростуризма, лидеры по количеству несчастных случаев.
"Как показывает практика, при серьезных происшествиях существующего страхового покрытия недостаточно", - отмечает начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. В пример эксперт приводит случай в Турции с 70-летним туристом из Казани, которому не хватило страхового покрытия в 15 тысяч долларов на срочно понадобившуюся операцию. Последние случаи массового отравления паленым алкоголем на турецком курорте Бодруме из того же разряда - лимит страхового покрытия был исчерпан еще до транспортировки.
В Ростуризме считают необходимым законодательно установить минимальный размер страховой суммы для массовых туристических направлений не менее 30 тысяч долларов. В ведомстве отмечают, что эта цифра предложена на основании анализа международного опыта страхования путешествующих, а также экспертных данных страховщиков. Кроме того, это тот минимум, который покрывает основные расходы по наиболее распространенным страховым случаям и в то же время незначительно влияет на увеличение стоимости тура. "Максимальное увеличение стоимости страховки можно прогнозировать на уровне 10 процентов. Это не та сумма, на которой следует экономить, если речь идет о здоровье и безопасности", - говорит Елена Скуратова.
"К сожалению, у нас почти отсутствует страховая культура. Люди уверены, что на отдыхе с ними ничего плохого случиться не может", - продолжает тему пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
В Европе, например, уже давно существует практика, когда туроператор обязан запросить у туриста наличие медицинских противопоказаний к поездке. Если человек плохо переносит жару или повышенную влажность и нет разрешения от врача, ему могут даже отказать в продаже тура.
В нашей стране в большинстве случаев полис для выезжающих за рубеж россиян остается котом в мешке. Например, базовые страховые пакеты могут включать безусловную франшизу в размере 30-40 долларов. Такой полис будет стоить дешевле, однако в случае ЧП указанную сумму туристы оплатят самостоятельно. К счастью, компаний, закладывающих в страховку франшизу, становится все меньше.
На днях глава Ростуризма Александр Радьков обратился к гражданам с призывом не скупиться и оформлять расширенную страховку. Когда, к примеру, в дополнение к стандартным медицинским услугам можно прописать в договоре следующие пункты: досрочное возвращение на родину, визит родственника в чрезвычайной ситуации, возвращение несовершеннолетних детей на родину в случае болезни родителей и прочее. Нетрудно догадаться, заплатить за такой полис придется больше. Впрочем, можно пойти и дальше и защитить себя еще и от невыезда. Это еще примерно 3 процента от стоимости тура.
Конечно, окончательное решение в выборе страховки остается за туристом. Для того чтобы обязать путешественников страховаться на определенную сумму, нужно вносить глобальные изменения в законодательство. Пока же Ростуризм ограничился рекомендацией туристам и туроператорам максимально ответственно подходить к вопросу страхования с упоминанием той же суммы в 30 тысяч долларов.
"Туроператоры сами должны активнее применять рекомендацию Ростуризма на практике. Сейчас у туристов практически не возникает вопросов по поводу входящей в тур страховки на 15 тысяч долларов. Скорее всего, не возникнет их и в том случае, если в тур будет входить увеличенная страховка", - заявила "РГ" Ирина Тюрина.
Тем временем
В Турции разгорается новый скандал, связанный с российскими туристами. В городе Анталия госпитализирован в тяжелом состоянии с диагнозом "острая почечная недостаточность" 39-летний турист из Барнаула Алексей Рогачев. Сейчас он находится в состоянии искусственной комы, и турецкие медики грозятся отключить больного от аппарата искусственной вентиляции легких, если им не заплатят за лечение. При этом супруге россиянина турки-врачи предложили остаться в заложницах до уплаты долга, передает ИТАР-ТАСС.
Денег по медицинской страховке (15 тысяч долларов) Рогачеву не хватает ни на лечение, которое уже оценено в 18 тысяч долларов, ни на оплату спецборта санитарной авиации для возвращения в Россию (требуется 60 тысяч долларов). О ситуации извещено посольство РФ и власти Алтайского края, однако реальных подвижек пока нет, сообщает агентство. Ведутся переговоры с туроператором о денежной помощи туристу.
Что делать и чего не делать?
В страховке должны быть номера телефонов колл-центра страховщика в России и компании-ассистанс за рубежом, которая работает с российским страховщиком по договору. Случись что, нужно звонить по этим номерам, и помощь придет. Только следует помнить, что главное в словосочетании "страховой случай" - это вторая составляющая. Возмещение положено лишь тогда, когда все плохое произошло случайно и уж точно не по вине туриста. Иными словами, если отдыхающий после убойной дозы алкоголя полез купаться в бассейн и сломал ногу, оплачивать лечение будет он сам.
При этом не надо бояться звонить страховщикам, если выпили стакан пива. По крайней мере в отелях, работающих по системе "все включено", всем доподлинно известно, что спиртное находится в открытом доступе. Отказ последует только в случае "перебора" со стороны туриста.
Правда, есть еще несколько поводов для невыплаты по страховке. Например, если турист решил поучаствовать в народных акциях протеста (сейчас это частое явление на многих курортах).
Не распространяется действие полиса и на военные действия, ядерный взрыв, радиацию или радиоактивное заражение, стихийные бедствия, эпидемии.