В Литинституте им. Горького вышла книга Сергея Есина "Дневник. 2009"

Дневник. 2009.

Сергей Есин. - М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011.

*****

Вот уже много лет руководитель кафедры художественного мастерства Литературного института, профессор и очень известный писатель Сергей Есин занимается, на мой взгляд, и безнадежным, и полезным делом: ведет хронику окружающей его литературной жизни. Подробнейший, пунктуальнейший дневник встреч, разговоров, литературных поездок и, конечно, внутренней жизни Литературного института, написанный человеком умным, опытным и находящимся вне литературных "партий".

Вопрос - зачем?

У меня нет убедительного ответа. Лично я не прочитал до конца ни одного из ежегодных "Дневников" Сергей Есина, довольствуясь "скользящим" чтением и останавливаясь лишь на интересных мне литературных именах (включая и мое собственное, конечно). Благо каждый дневник снабжен именным указателем, что весьма разумно. Но каждый раз я ловил себя на том, что чтение этих дневников "затягивает" и недочитываешь их только по причине известной спешки. Вот, думаешь, хорошо бы уединиться с этими книгами где-нибудь на месяц и прочитать их сплошь!

Сергей Есин показывает ту сторону литературной жизни, которая не интересует светских репортеров (при том, что он бывает почти на всех крупных литературных вечерах и премиальных событиях). Это то, что происходит позади фотокамер и протянутых к героям торжества диктофонов. Поэтому и акценты здесь расставляются иначе. Широкой публике они не всегда будут понятны, но, если вы хотите погрузиться в реальную литературную жизнь, отнюдь не всегда приятную и благопристойную, "Дневник" Сергея Есина будет вам бесценным гидом. Да и оценки и замечания автора, будучи не всегда приятными, почти всегда убийственно точны. Проверил это на себе, грешном. "Дневник" Сергея Есина ведется с 1984 года. По сути, это уже четвертьвековой протокол литературной жизни. Разумеется, субъективный, но как иначе можно ее описывать? Тем более человеку, принимающему в ней активное участие. Такого рода документы обычно бывают бесценными для будущих историков литературы. Впрочем, слово "обычно" тут не годится. "Дневник" Сергея Есина не имеет прецедентов. По своему жанру это, скорее, документальный роман, где главным героем выступает сам автор.