Очередную порцию печальных новостей с Волги я услышал, застряв в традиционной московской пробке. Не совсем, правда, традиционной: в столице установилась жара, и затор был вызван не столько количеством машин, сколько тем, что там и сям с поднятыми капотами, под которыми кипела вода, стояли продукты отечественного автопрома. Кстати, тоже с берегов Волги.
Обе проблемы, конечно же, вовсе не регионального происхождения и связаны они между собой одними и теми же исходными причинами, разбежавшимися по всей ширине России - от Калининграда до Владивостока.
С первых минут трагических сообщений о кораблекрушении власти отреагировали на него по привычной схеме: строго спросить с виновных, проверить все плавсредства, ужесточить законодательство.
В порядке поступления.
В подобных случаях, увы, отнюдь не единичных, первая забота - найти стрелочника. Идеальный вариант - переложить ответственность на погибшего пилота или капитана. Так что не удивлюсь, если в конце концов виновником объявят Александра Островского, 55-летнего капитана "Булгарии", истинного, по всем отзывам, профессионала, утонувшего вместе со своим кораблем.
Не всегда такое получается, тогда обвинение переходит на следующий уровень и может задеть даже живых людей. Часто, правда, операция разворачивается по известному принципу - поощрение непричастных и наказание невиновных. Ведь кто, вспомним, был объявлен чуть ли не зачинщиком теракта на Дубровке? Паспортист, выдавший вроде бы не совсем по закону документы будущим организаторам и исполнителям захвата заложников.
Но есть главное правило, которое никогда не нарушается: санкции не могут забраться слишком высоко по вертикали власти. С определенного уровня введен абсолютный иммунитет. Не считая показательных порок, нарушающих время от времени этот иммунитет, корпоративное государство, выстроенное в России, своих не сдает. Ведь сколько раз родственники погибших, неудовлетворенные итогами расследования, требовали детального изучения обстоятельств трагедии. Даже депутаты пытались провести независимое расследование трагедии с подводной лодкой "Курск". Никакого результата, разве что изначальное сочувствие, которое традиционно выражает власть близким жертв катастрофы, грозит смениться раздражением, поскольку подобные требования нарушают заведенные порядки.
Что касается проверки всех плавсредств, то и это хорошо знакомый по прошлым ЧП метод. Обвалилась крыша в аквапарке - немедленно проинспектировать все аналогичные объекты. Сгорела школа в Якутии - проверке на пожарную безопасность подвергнуть все учебные заведения республики. Рухнул самолет - тут же взяться за проверки воздушных судов той же модели.
Не очень-то эффективно. Самолеты по-прежнему падают, пусть и других моделей. Школы по-прежнему горят, пусть и в других регионах. Вот если бы все эти гигантские усилия приложить не после, а до трагедий...
Разумеется, не все и не всегда можно предусмотреть. Разного рода случайности, непредвиденные обстоятельства вызывают немало катастроф, и не только в России. Только вот у нас, к сожалению, причины зачастую носят не случайный, а системный характер.
Разобраться в том, достаточно ли жесткие у нас законы, - дело специалистов. Мы можем только предполагать, что перед тем как ужесточить законы, стоило бы научиться уважать и исполнять уже действующие. Заняться, так сказать, принуждением к законопослушанию. Причем как сверху, так и снизу.
Самый простой бытовой пример. Один коллега рассказывал недавно, как он хотел в своей квартире сдвинуть на 20 сантиметров какую-то перегородку. Согласовать переделку надо было с 12 инстанциями, что, как ему сразу заявили потенциальные исполнители, практически невозможно. Но тут же предложили выход из создавшегося положения. Оказалось, что каждая из инстанций имеет свой прейскурант, соблюдая который, можно решить любую проблему. Данная конкретная проблема оценивалась примерно в 2 тысячи у.е.
То есть прочность конструкций в доме, безопасность строения при подобном подходе вообще не принимаются во внимание. А сколько инстанций, каждая со своими расценками, "следят" за техническим состоянием речного или любого другого транспорта? Сколько их, чиновничьих кабинетов и окошек, надо пройти любому лицу, физическому или юридическому, при каждом движении, подпадающем под те или иные законы или инструкции? Вопросы, конечно же, риторические, на которые, увы, власти никак не дадут практического ответа.
А значит, пока работает подобная система, основанная не на законе, а на понятиях, никто не застрахован от чрезвычайных происшествий, ставших, впрочем, уже и не такими чрезвычайными. Как говаривал Михаил Жванецкий, может, тогда в консерватории что-то подправить?
И ведь есть что.
Разговоры о коррупции уже до крови натерли мозоль на языке. Уж и не знаю, в какой раз придется повторить, что единичные, точечные показательные дела против взяточников неприятны, безусловно, этим конкретным людям, вырванным из общего коррупционного контекста, но не устраняют само зло. Его можно победить независимым судом и свободными СМИ, но ни то, ни другое пока не получается. Да и как одни коррупционеры будут бороться с другими? Общество ведь не понаслышке знает, насколько управляема и коррумпирована судебная система, да и пресса, электронная и печатная, не отличается абсолютной чистотой помыслов.
Где же тот рычаг, взявшись за который, можно все же "подправить что-то в консерватории"?
Менять (если хотите, радикально модернизировать) надо систему управления. Пока пресловутая "вертикаль власти" представляет собой некую пневмопочту, по которой сверху вниз, с этажа на этаж, идут конверты с приказами, а снизу вверх - конверты с иным содержимым, вся управленческая деятельность сводится к обеспечению бесперебойности этого двухстороннего движения.
Если же у этой вертикали расширить основание, сделать из нее не столб, а пирамиду, то и возможности контроля снизу заметно возрастут. Да и верхи, озаботившись своим самосохранением, введут контроль за неразумными подданными, у которых сегодня их орудия труда (в том числе такие, как теплоход "Булгария") на бумаге являют собой "хай-тек", а на практике - "старую дырявую посудину". Выдача лицензий, основанных на беспристрастном контроле, и должно быть основным занятием государства на рынке, а не предпринимательство, прибирающее к рукам то один, то другой бизнес.
Хотим мы того или нет, но современное общество живет, переплетая в единый организм политику, экономику, культуру, социальные отношения. Все настолько взаимосвязано, что ямы на дорогах и авиакатастрофы, танцующий мост и гарь над городом, пожар в ночном клубе и милицейский беспредел - факты разного масштаба бедствия, но одного порядка. Как, впрочем, и кипящие "Жигули" вместе с затонувшей неподалеку от Тольятти "Булгарией".