Пожалуй, это был единственный вопрос на совместной пресс-конференции министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря США Хилари Клинтон в Вашингтоне, на который главы российского и американского внешнеполитических ведомств ответили предельно лаконично.
Но использовали при этом буквально одни и те же слова. "Это произойдет гораздо раньше католического Рождества", - обещал Лавров. "В Рождество россияне и американцы смогут приехать друг к другу в гости по новым правилам", - подхватила Клинтон. В таком абсолютно уверенном, не допускающем ни малейших сомнений, тоне первые дипломаты России и Америки сообщили об очередном прорывном решении - 100 процентной готовности соглашения об упрощении визового режима между нашими странами.
Впрочем, по мнению Лаврова, документ открывает путь к еще более психологически значимой планке в отношениях между Москвой и Вашингтоном: договору о полной отмене визового режима. Несколько лет назад о такой перспективе вскользь упомянул во время визита в Москву вице-президент США Джозеф Байден. Но тогда эта цель выглядела настолько отдаленной и несбыточной, что заявление Байдена вызвало лишь скептические улыбки по обе стороны океана. Однако российско-американский диалог развивается настолько стремительно, что даже самые смелые мечты находят воплощение. И полная отмена виз - теперь реальность.
В ходе визита Лаврова в Вашингтон было подписано соглашение, которое регулирует порядок усыновления. Как объяснил глава МИД России, даже для того, чтобы инициировать работу над этим документом потребовалась политическая воля с обеих сторон. На основе юридических компромиссов в договоре нашли отражение особенности законодательства двух стран. Задавшая на пресс-конференции вопрос о соглашении по усыновлению журналистка едко заметила, что работа над ним велась едва ли не дольше, чем над договором о стратегических наступательных вооружениях. С таким выводом Лавров категорически не согласился: "так неоправданно говорить". Но подтвердил, что юридические согласования потребовали немало времени.
Еще рано говорить об устойчивой тенденции, но становятся все заметней изменения в повестке дня российско-американских отношений. Стороны переходят от рассмотрения исключительно глобальных вопросов к вопросам практическим, имеющим социальный характер. К тому, что интересует обычных граждан. Такое приземление внешней политики дает межгосударственному диалогу тот самый политический "жирок", который не позволяет существующим между Москвой и Вашингтоном разногласиям превращаться в непреодолимые препятствия.
Дипломатия "народных" дел на высшем уровне оказывает косвенную поддержку президенту Бараку Обаме, когда речь идет о работе над стратегическими соглашениями с Москвой, требующими уступок с обеих сторон. К их числу относится, по определению Лаврова, "единственный раздражитель в отношениях между Россией и США" - европейская система противоракетной обороны.
На встрече с российским министром иностранных дел Барак Обама подтвердил свою приверженность поиску взаимоприемлемых развязок по ПРО. "Российской газете" стали известны некоторые подробности состоявшихся переговоров.
Российская делегация прибыла в Белый дом примерно за полчаса до начала встречи. После досмотра, в ходе которого всех участников предстоящих переговоров попросили сдать мобильные телефоны, делегацию провели в Овальный кабинет. Формат беседы был обозначен, как "шесть плюс один". Это означало, что кроме Обамы и Лаврова на переговорах присутствовали по шесть российских и американских участников. Министр и президент сели в кресла, расположенные рядом, примерно под углом 30 градусов друг к другу. Остальные члены делегаций расположились на двух диванчиках и стоящих по периметру стульях. Во время переговоров подавали кофе. Лавров поднял в ходе разговора примерно 15-17 тем. Обама реагировал на слова министра быстро, без общих слов, высказывался по существу. Было заметно, что он хорошо подготовился к разговору. Никаких заранее подготовленных помощниками для беседы с Лавровым записей перед ним не было.
И все же сегодня для президента США вопрос о вступлении России в ВТО, Ливия и даже разногласия с Москвой по противоракетной обороне временно ушли на задний план.
Дискуссия между республиканцами и правящими демократами по поводу размеров внешнего долга ведется в последние дни с небывалым ожесточением. И сегодня этот вопрос находится в центре внимания главы Белого дома. Нерешенность проблемы долга может привести к дефолту Америки, обрушить мировую экономику. С другой стороны республиканцы используют любые разногласия, которые существуют между Москвой и Вашингтоном для того, чтобы зацепить президента США, дискредитировать его внешнюю политику. В этом кроется одна из причин, почему глава Белого дома отвлекся от внутренних финансовых вопросов на внешнеполитическую проблематику.
В отличие от бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, чье отношение к любым претензиям в адрес Америки со стороны России, в большинстве случаев определялось равнодушным - "в своих делах мы сами разберемся", нынешнее американское руководство готово вести диалог. И не играть исключительно в "одни ворота". Однако логика предвыборной борьбы в США такова, что противники Обамы стремятся максимально осложнить ему жизнь на всех политических треках. Ради этой цели в Конгресс недавно были вброшены несколько откровенно антироссийских резолюций. Если законодатели их примут, это неизбежно станет серьезным "подрывным фактором" в российско-американских отношениях. Об этом, в частности, говорил Лавров на встрече с членами международного комитета Сената.
Но несмотря ни на что корабль плывет. И это не метафора, а реальность. В пятницу из Аляски на Чукотку приплывут участники международной, российско-американской экспедиции, посвященной 270-тилетию открытия будущего американского штата русскими мореплавателями. Готовится соглашение, по которому все без исключения жители Чукотки и Аляски смогут ездить друг к другу в гости без виз. Сейчас такая возможность есть только у коренных народов. И это еще один пример, когда российско-американские отношения спустились на "граунд" уровень. Иными словами, приобрели ярко выраженный человеческий характер.