В Перми "Булгарию" латали к навигации в спешке

В Пермь приехали сотрудники аппарата Уральской транспортной прокуратуры для проведения комплексной проверки состояния местного речного флота.

Такое решение принято после крушения теплохода "Булгария" в Татарстане по указанию Генеральной прокуратуры РФ. Теперь на местах будет незамедлительно организована проверка исполнения федерального законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, в том числе безопасности судоходства.

Проверочные мероприятия проводятся как в отношении собственника затонувшего судна - пермской компании ОАО "Камское речное пароходство", так и в отношении других его владельцев - ООО "Бриз" (Пермь), ООО "АргоРечТур" (Казань). Во всех перечисленных фирмах уже прошли выемки документов. Сейчас проводится допрос сотрудников.

Пермский "Бриз" является арендатором судна, а казанская фирма "АргоРечТур" - субарендатором. Первой из фирм, 100-процентным пакетом акций которой владеет пермский предприниматель Михаил Антонов, сданы в аренду "Камским речным пароходством" и другие суда, например теплоходы "Федор Панферов" и "Павел Бажов". Во время комплексной проверки будут выяснены их техническое состояние, степень износа и свое-временность проведения ремонтных работ, профессионализм экипажей, будут изучены лицензионные и судовые документы. Сейчас инспекторы наведываются на все суда, осуществляющие в Перми прогулочные и круизные рейсы, - смотрят документацию, наличие спасательных жилетов и шлюпок.

Также инспекция проводится в Камском филиале Федерального государственного учреждения "Российский речной регистр" - органе, выдавшем судовые документы, в частности, свидетельство о годности "Булгарии" к плаванию. В отношении жителя Перми - старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова - уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного  частью 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Пока Ивашов задержан, этапирован в Казань, где суд принял решение о его аресте до 10 сентября.

На Пермском судоремонтном заводе, где ежегодно обслуживался затонувший теплоход "Булгария" - прежде "Украина", - уже побывали следователи. Выяснилось, что несколько лет судно стояло в затоне и не эксплуатировалось. Весной нынешнего года у "Булгарии" появился новый арендатор. Судовладельцы заставили команду в спешке "латать дыры", заявляя, что опаздывают к началу сезона и из-за этого несут убытки.

- Лишь в мае теплоход в сжатые сроки начали готовить к навигации, проводить техническое обслуживание, это очень поздно, - уверяет начальник механосборочного цеха Пермского судоремонтного завода Андрей Молодцов. - Мы пришли на помощь неопытному экипажу, и нас все время торопили - быстрей-быстрей.

Поскольку необходимых деталей и узлов для теплохода 1955 года выпуска уже не производится, старые снимали и чинили на месте, латали листами железа ржавый корпус. При этом два круиза "Булгария" пропустила. Хотя в первый рейс ушла технически исправной.

Свидетели утверждают, что в начале июля, когда "Булгария" швартовалась в Перми, выполняя туристический рейс "Казань-Пермь-Казань", у судна тоже имелся значительный крен.

Кстати

С теплохода спаслись два жителя Перми - члены экипажа. Это 25-летний моторист Илья Шушков и 20-летний электромеханик Василий Байрашев. На теплоходе был и еще один пермяк - второй штурман, 75-летний Владимир Назаров. Он до сих пор значится в списке пропавших без вести. Согласно последним данным, всего на борту "Булгарии" находилось 208 человек, спасены 79, извлечены тела 90 погибших.